Шинягина Юлия Сергеевна
учитель-логопед
МБДОУ д/с № 53 г. Белгорода
ПОСТОЯННО действующий Всероссийский заочный профессиональный практико-ориентированный конкурс для педагогов – 2023 год
Коррекционно-образовательные цели: закрепление представлений о домашних птицах; совершенствование грамматического строя речи (учить образовывать притяжательные прилагательные; существительные с противоположным значением); учить составлять предложения по картинкам; обогащать словарь детей по теме: «Домашние птицы».
Коррекционно-развивающие: развивать слуховое, зрительное внимание; память; логическое мышление; общие речевые навыки; развивать тонкую моторику; координацию речи с движением.
Воспитательные: воспитание навыков взаимодействия, самоконтроля, активности.
Оборудование: предметные картинки по теме с изображением домашних птиц (утка, гусь, петух, курица, индюк), мяч; зашумованные картинки с изображением домашних птиц; индивидуальные карточки с изображением лабиринта; мультимедийное оборудование (презентация); цветные карандаши.
Ход занятия:
- Организационный момент (педагог-психолог)
- Телесно-ориентированное упражнение «Птица»
Педагог читает загадку, показывая движения в соответствии с текстом. Дети повторяют движения за взрослым и отгадывают загадку о птице.
Мы загадку отгадаем И о ком она – узнаем. Есть и лапы, и глаза, Туловище и голова, Грудь, спина, Хвост и живот, Два крыла и клювик – рот. Ей на месте не сидится. Отгадали! Это птица! |
– дети показывают ноги, глаза, – показывают руками по туловищу, показывают голову; – показывают грудь и спину; «рисуют» в воздухе дугу-хвост, показывают живот; – поднимают и опускают руки, «вытягивают» клюв; – качают головой; – взмахивают руками и подпрыгивают. |
–Сегодня мы с вами будем говорить о птицах. А о каких, вы отгадаете сами, послушайте загадки.
(Логопед читает загадки и выставляет картинки с изображением домашних птиц)
Съем червя, попью водицы.
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко –
Ребятишек покормлю … (Курица)
Звонко время отмечает.
Утром солнышко встречает.
Вот последний луч потух.
Спать пора!» – поет … (Петух)
По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки.
Дарит мягкие перинки … (Гусь)
Пестрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку-спотыкалочку (Утка)
Тело перьями покрыто.
Борода висит сердито.
Хвост почти как у павлина,
Когти остры, ноги длинны.
– Разгоню я всех вокруг.
А зовут меня … (Индюк)
– Правильно, ребята! Вы все верно отгадали! А как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить? (Мы будем говорить о домашних птицах). Тема нашего занятия сегодня – домашние птицы.
Проговаривание чистоговорок:
- УХ – УХ – УХ – пёстрый петух.
- ЦА – ЦА – ЦА – белая курица.
- ЯТА – ЯТА – ЯТА – жёлтые цыплята.
- КА – КА – КА – красивая утка.
- НОК – НОК – НОК – маленький утёнок.
- УСЬ – УСЬ – УСЬ – страшный гусь.
- Беседа по вопросам на изученную тему.
– А сейчас давайте вместе с вами отправимся на птичий двор. (Слайд 1).
– Скажите еще раз, кто здесь живет? Отвечайте полным предложением и четко проговаривайте все звуки. (На птичьем дворе живут домашние птицы).
– А как называется дом, где живут птицы? (Дом, где живут птицы – называется птичник).
– А как вы думаете, почему этих птиц называют «домашними»? (Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком)
– Молодцы! А как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает? (Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище)
– А чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, насекомыми, червяками) (Слайд 2).
– Хорошо! А кто мне из вас скажет, какую пользу приносят птицы человеку? Что они нам дают? (Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья) (Слайд 3)
- Дидактическая игра «Путаница» (педагог-психолог).
Педагог-психолог раздает детям зашумованные картинки с изображением домашних птиц.
– Назовите всех птиц, которых вы видите. Закрасьте всех утят.
- Пальчиковая гимнастика «Курочка» (учитель-логопед)
Вышла курочка гулять, Хлопаем руками по коленям
Свежей травки пощипать «Щиплют травку»
А за ней ребятки – желтые цыплятки Шагаем пальчиками по столу
Ко – ко – ко, ко – ко – ко, не ходите далеко! Грозим пальчиком
Лапками гребите Загребаем ручками
Зернышки ищите. Клюем пальчиками зернышки.
- Дидактическая игра «У кого кто в семье?» (учитель-логопед)
Презентация (слайд 4-6)
– А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы. (Логопед показывает картинки, а дети называют)
Образец:
- петух – курица – цыпленок.
- гусь – гусыня – гусенок;
- утка – селезень – утенок;
- индюк – индюшка – индюшонок
- Лабиринт «Помоги добраться до родителей» (педагог – психолог).
Детям предлагается помочь птенцам найти дорожку через лабиринт к своим родителям.
- Дидактическая игра “Чья, чей, чье?” (учитель-логопед)
Презентация (слайд 8).
– Ой, ребята, а чей это хвост у меня? Отвечайте полным предложением и следите за правильным произношением слов. – Это петушиный хвост.
(Логопед показывает картинку)
Чье перо? – Это гусиное перо.
Чей след? – Это утиный след
Чья голова? – Это куриная голова.
– Молодцы! Вы все правильно сказали.
- Физминутка (педагог-психолог). .
Растяжка «Крылья птицы» (педагог – психолог).
-Ребята, давайте превратимся в птичек. Для этого надо скрестить ноги, спинку сделать прямой и взмахнуть руками как крыльями.
-Какую птицу ты изображаешь? (Дети отвечают).
Самомассаж «Птичка клюет зернышки»
-А сейчас покажите как птичка клюет зернышки. (Дети делают самомассаж легкими пощипывающими движениями.)
- 10. Игра с мячом «Скажи наоборот» (учитель-логопед)
- Утка большая, а утенок…
- Цыпленок молодой, а петух …
- Утка плавает, а курица…
- Цыпленок легкий, а петух…
- Гусь кричит громко, а гусенок…
- Утка плавает быстро, а утенок…
- Дидактическая игра «Четвертый лишний» (педагог-психолог)
Презентация (слайд 9-11).
Дети называют лишний предмет, объясняя свой выбор полным предложением.
- Составление предложений по картинкам (учитель-логопед)
Презентация (слайд 12)
Дети составляют предложения по картинкам, предложенным в презентации.
- Окончание занятия.
Релаксация (слайд 13).