Дидактические игры по математике.
Дидактическая игра «Посади огород»
Цель: закреплять умение детей использовать заданные заместители предметов и располагать предметы в пространстве в соответствии с расположением заместителей. Развивать логическое мышление.
Материал: наборы плоскостных изображений овощей (морковка и огурчик), по два предмета на ребёнка. Листы картона (12х12см), разделённые на четыре части, по одному на ребёнка. Карточки с заданиями.
Правила игры:
Воспитатель показывает детям матрёшку, говорит, что это матрёшка – огородница, которая любит загадывать загадки про огород. Дети получают листы бумаги, разделённые на четыре части – это огороды. Где они будут сажать на грядки свои овощи. Детям раздают по две морковки и по два огурца. Воспитатель говорит, что нужно сажать овощи не кто как захочет, а так как им загадала матрёшка и показывает первую карточку с цветными кружками. После выполнения задания, детям предъявляются остальные карточки. При затруднении воспитатель объясняет принцип замещения по цвету: жёлтый кружок означает морковку, зелёный – огурчик.
Дидактическая игра «Волшебный круг»
Цель: закреплять геометрические фигуры, учить присоединять одну фигуру к другой с целью получения новой необходимой. Развивать логическое мышление, воображение.
Материалы: на каждого играющего – круг, разрезанный на 10 частей по определённой схеме.
Правила игры:
использовать для составления силуэта все 10 частей, не накладывая одну на другую.
Дидактическая игра «Выложи по заданию»
Цель: закреплять и расширять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, в середине. Учить ориентироваться на листе бумаги.
Материал: листы бумаги, геометрические фигуры разных цветов.
Правила игры:
Воспитатель предлагает детям на листе бумаги выложить узор по заданию.
Дидактическая игра «Заполни пустые клетки»
Цель: закрепить представление детей о геометрических фигурах, умение сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.
Материал: геометрические фигуры трёх цветов (круги, квадраты, треугольники).
Правила игры:
Играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание на их форму и цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием.
Дидактическая игра «Пифагор»
Цель: учить составлять из 7 геометрических фигур силуэты предметов, строений, животных. Развивать образное и логическое мышление.
Материал: квадрат, разрезанный на 7 геометрических фигур по определённой схеме.
Правила игры:
При составлении фигур – силуэтов использовать все части квадрата, присоединяя одну к другой.
Дидактическая игра «На аэродроме»
Цель: упражнять детей в умении ориентироваться на месте.
Материал: пропеллеры.
Правила игры:
Детям раздают пропеллеры. На сигнал «Старт» самолёты поднимаются в воздух и летят (бегают по помещению). На сигнал «На аэродром» каждый самолёт приземляется на своё место.
Дидактическая игра «Кто, где находится?»
Цель: упражнять детей в умении ориентироваться на месте.
Материал: карточки с различным расположением предметов.
Правила игры:
Воспитатель раздаёт детям карточки. Предлагает рассмотреть их, обратив внимание на то, кто где находится. Затем задаёт вопросы:
- Где находится мишка?
- Кто стоит рядом?
- Кто сидит вверху?
Дети отвечают на вопросы, используя слова: рядом, сбоку, справа, слева, на верхней полке, на средней полке.
Дидактическая игра «Назови правильно»
Цель: закреплять знания геометрических фигур, умение быстро называть их.
Материал: карточки с геометрическими фигурами.
Правила игры:
Воспитатель раздаёт детям карточки с геометрическими фигурами, дети рассматривают их и называют геометрические фигуры. Затем дети меняются карточками.
Дидактическая игра «Сравни ленты»
Цель: совершенствовать умения детей сравнивать предметы по длине и ширине (зелёная лента длиннее белой, а белая шире зелёной).
Материал: белые и зелёные ленты.
Правила игры:
Разложить перед детьми по две ленты разной величины, предложить сравнить ленты по длине и ширине и рассказать о них.
Дидактическая игра «Который зайчик с морковкой?»
Цель: учить порядковому счёту, правильно пользоваться порядковыми числительными. Учить отвечать на вопросы: «Который по счёту? Какой по счёту?»
Материал: карточки.
Правила игры:
Раздать детям карточки. Каждый ребёнок должен посчитать зайчиков и ответить на вопрос: «Который по счёту зайчик с морковкой?».
Дидактическая игра «Близко – далеко»
Цель: закреплять у детей представление о понятии «близко – далеко»
Материал: сюжетные картинки.
Правила игры:
На столе сюжетные картинки. Дети выбирают себе картинку и рассказывают, что находится близко, а что далеко.
Дидактическая игра «Что выше?»
Цель: совершенствовать умения детей сравнивать два предмета по высоте, продолжать учить рассказывать: «Дерево выше дома, а дом ниже дерева».
Материал: ёлочки, дома.
Правила игры:
Предложить детям разложить ёлочки и домики в порядке убывания. Найти самый высокий дом, самое высокое дерево, сравнить их между собой.
Дидактическая игра «Башенки»
Цель: совершенствовать умения детей сравнивать предметы по высоте, продолжать учить рассказывать: «Самая высокая башня с жёлтым треугольником наверху. Башня пониже с флажком, самая низкая башня с плоской крышей».
Материал: наборы геометрических фигур.
Правила игры:
Предложить детям собрать башенки и разложить их в порядке убывания или возрастания и сравнить между собой.
Борисова Евгения Алексеевна, воспитатель МБДОУ детский сад №72 “Акварель”, г. Старый Оскол