Зайцева Мария Ивановна
воспитатель
МАДОУ ДС № 49 «Родничок»
г. Нижневартовск
Материал публикуется во Всероссийском ПЕЧАТНОМ сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания», ФЕВРАЛЬ-2022
Основная задача педагогической диагностики как научного направления – выявить оптимальные совокупности непосредственно фиксируемых показателей состояния педагогических явлений и процессов, где каждый отдельно взятый показатель только с некоторой вероятностью свидетельствует об этом состоянии.
Основные функции педагогической диагностики как научной дисциплины и как педагогической действительности:
1) Функция обратной информации в образовательном процессе;
2) Выявлять результативность воспитания (диагностика осуществляется на двух уровнях: конечного результата (отношений, позиций личности дошкольника) и воспитательной деятельности, ее потенциальной эффективности);
3) Управленческая функция педагогической диагностики, как компонент контрольной и прогностической функции органов образования. Значение данной функции диагностики существенно возрастает с развитием альтернативного, особенно негосударственного, образования;
4) Обслуживание научных исследований. Ученый, исследующий проблемы обучения, воспитания или управления, обычно осознает, что доказать истинность тех или иных положений невозможно без использования диагностического инструментария;
Готовность ребенка, к правильному взаимоотношению с окружающей природой, включает в себя:
– эмоциональную готовность – восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к объектам, «знаемые» (А.Н. Леонтьев) мотивы поведения;
– деловую готовность – реализовать свои знания в разнообразных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов как предпосылки бескорыстия и эмпатии;
– интеллектуальную готовность – определенный уровень информированности детей о природе, возрастающий уровень эрудиции и познавательных интересов.
Н.Ф. Виноградова обращает внимание на два принципиальных положения:
1) уровень экологической воспитанности человека определяется не тем, что он знает правила поведения в природе, а тем, как он выполняет эти правила;
2) с учетом психологических особенностей дошкольников, более актуальными для них являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а не сведения о нем, полученные от взрослых.
Наличие экологических представлений не определяет положительный результат воспитательных влияний. Знания являются лишь средством формирования экологической воспитанности дошкольников.
Поэтому диагностируется уровень знаний, отношения детей к природе. Диагностические задания проводятся с каждым ребенком индивидуально, все полученные результаты фиксируются в протоколах.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЯХ И МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Животные
- Узнают и называют ли дети по картинкам два-три вида домашних и диких животных, одну-две птицы, бабочку, рыбку, лягушку?
- Знают ли части тела животных?
- Знают ли, где они живут?
- Знают ли, чем питаются?
- Какие признаки живого выделяют?
Методика диагностики.
Беседа с детьми по картинкам (приготовить картинки с изображением животных разных экологических групп: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных – лягушка):
- Кто это (если ребенок затрудняется с ответом, попросить показать, где корова, лошадь и т.д.)?
- Где живет?
- Что это (показать ту или иную часть тела)?
- Живое ли это (показать картинку с изображением животного)?
- Как догадался, что живое?
Организовать с ребенком игру «Покорми животное». Приготовить игрушки, изображающие животных и разные виды пищи (натуральные или изображения). Предложить детям выбрать то, что любят животные, и «покормить» их.
Растения
- Узнают и называют ли дети по картинкам и в натуре два-три вида растений (комнатных, цветника, огорода), одно-два дерева?
- Знают ли их части (лист, стебель, цветок)?
- Осознают ли необходимость поливки?
- Относят ли растения к живым существам?
Методика диагностики.
Беседа с детьми по картинкам и с использованием комнатных растений (подобрать картинки с изображением травянистых растений цветника, огорода, луга, а также деревьев):
- Что это (или – как называется это растение)?
- Что будет, если растения не поливать?
- Живое ли растение?
- Как догадался, что живое?
Организовать игру «Путаница» (приготовить карточки с изображением частей растения). Задание ребенку: сложи правильно, как бывает. (Затем перепутать расположение частей). Можно ли сложить так? Почему нельзя? Назови, что это (указать на ту или иную часть растения).
Человек
1.Умеет ли ребенок выбрать дом для куклы (человека), пригодный для жилья, – светлый (большое окно), прочный, красивый – и обосновать свой выбор.
Методика диагностики.
Подобрать картинки с изображением трех домов: с большим окном, с маленьким окном, разрушающийся (окно покосилось, угол обваливается и т.д.). Предложить выбрать дом для куклы Маши. Ответы записать дословно.
- Имеет ли ребенок представления о функциях внешних органов человека (руки, ноги, голова, глаза, уши, нос, язык); о внутренних органах человека; о бережном отношении к органам чувств.
Методика диагностики. Педагог от имени куклы Колобка обращается к ребенку: «Посмотри на меня, какой я красивый, румяный, круглый. У меня нет ни рук, ни ног. Очень удобно катиться, ничего не мешает». Вопросы: зачем ребе руки? Ноги? Голова? Что у тебя внутри туловища? Зачем тебе глаза? Что могут видеть глаза? Зачем тебе нос?
Определяем показатели знаний и критерии (меры, степени проявления показателя) оценки. Показатели знаний (П.Г. Саморукова):
– полнота характеризует объем (количество) знаний детей, т.е. меру соответствия знаний каждого дошкольника некоторому эталону, определенной программы детского сада.
1 балл – отсутствие знания;
2 балла – до 1/3 требуемого объема;
3 балла – до 1/2 требуемого объема
4 балла – в соответствии с требуемым, с 1-2 ошибками;
5 баллов – полное, в соответствии с эталоном.
– обобщенность характеризует владение дошкольником понятиями и интеллектуальным умением обобщения. Дает представление о развитии у ребенка других умственных действий: анализа, синтеза, абстрагирования, классификации, сравнения.
1 балл – отсутствие;
2 балла – оперирует только конкретными единичными знаниями;
3 балла – первичное обобщение типа «вид – род»;
4 балла – обобщение «вид – род» более 1/2, отдельные случаи более высокого уровня;
5 баллов – обобщение на уровне понятий эмпирического и предметного характера.
– доказательность характеризует степень осмысленности и понимания дошкольников усвоенного знания, умения последовательно и обоснованно аргументировать решение учебной задачи. Мера доказательности – отношение количества причинно-следственных связей в ответе дошкольника к другим видам связи.
1 балл – отсутствие аргументов;
2 балла – аргументы на несущественном основании. Смена направления анализа, отсутствие оперирования причинно-следственными связями;
3 балла – последовательная аргументация на несущественном основании, оперирование причинно-следственными связями единично, случайно;
4 балла – аргументация на несущественном основании. Оперирование причинно – следственными связями неполно, с 1-2 ошибками;
5 баллов – аргументация на существенном основании, владение причинно-следственными связями на уровне эталона;
– гибкость, подвижность характеризует умение дошкольника оперировать знаниями в новых условиях, умение менять направление анализа, «растрепать» привычные ассоциации. В сочетании с обобщенностью гибкость дает возможность находить новые способы решения учебных задач, переключаться с одного способа на другой, использовать понятия, методы и приемы учебной деятельности в других видах деятельности.
1 балл – отсутствие;
2 балла – «близкий» перенос в пределах конкретных знания с ошибками;
3 балла – «близкий» перенос в пределах вида с конкретного на конкретное;
4 балла – перенос с конкретного на обобщенное;
5 баллов – «далекий» перенос, свободный в пределах как эмпирического, так и теоретического знания;
– умение устанавливать причинно-следственные связи:
1 балл – не может;
2 балла – устанавливает прямые непосредственные связи. Не определяет причину и следствие;
3 балла – устанавливает не более одной промежуточной связи. Не определяет причину, следствие;
4 балла – устанавливает промежуточные связи не более 2-х, ошибки в определении причины, следствия;
5 баллов – устанавливает 4-5 промежуточных связей. Определяет причину, следствие, оформляет в схему.
Оценка может быть и более простой, по 3-балльной системе (а не по 5-балльной).
1.Определяем валидность – количество измерений, доказательных для исследования явления (1, 2, 3, …). Как правило, достаточно бывает одного измерения.
2.Составляем диагностические задания (вопросы, педагогические ситуации и т.п.).
3.Определяем методики выполнения диагностических заданий (устный опрос детей, самостоятельная или контрольная работа и т.п.).
4.Определяем количественную обработку результатов диагностики. Составляем таблицы
Количество заданий и степень сложности зависят от возраста детей и целей исследования. На основании ответов детей составляется сводная таблица, где знания каждого ребенка оцениваются средним баллом, и дети делятся (условно) на три группы (уровня).
Уровень знаний в баллах:
высокий – 70-100;
средний – 40-69;
низкий – 20-39.
Список литературы:
- Гончарова Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск, 2008.
- Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности “Дошкольное образование”/ Л. А.Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой, – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998. – 319 с.: ил.- Изд.2-е, переработанное и дополненное.