Зиатдинова Алия Хадитовна
музыкальный руководитель
МБДОУ «ЦРР – д/с №44 «Росинка»
г. Альметьевск, Республика Татарстан
Материал принят к публикации в печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2020 г.
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ – ПРАЗДНИК САМЫЙ ЛУЧШИЙ!
конспект интегрированного музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста
Цель: организовать музыкально-эмоциональное и нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Задачи:
образовательные:
– приобщать детей дошкольного возраста к национальной культуре нашего края;
– обогащать знания детей о татарской культуре, содействовать пониманию национального колорита музыки татарского народа;
– развивать эстетический вкус;
– формировать эмоциональное восприятие музыки.
развивающие:
– способствовать речевому, музыкальному, художественно-эстетическому, социальному развитию детей;
– развивать познавательные интересы, связную речь, стремление детей рассказывать по собственной инициативе.
воспитательные:
– воспитывать любовь к национальным песням, танцам;
– воспитывать дружеские взаимоотношения.
ОО «Познавательное развитие»:
– развитие интересов, любознательности и творческой активности.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»:
– развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;
– восприятие музыки.
ОО «Физическое развитие»:
– формирование представлений о танцевальных движениях татарского танца;
– приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений;
– закрепление татарского танца.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
– формировать интернациональное чувство, воспитывать толерантность;
– формировать опыт общения в малых детских группах, координируя свои действия с действиями партнёров, умении договориться, выслушивать своих собеседников.
ОО «Речевое развитие»:
– обогащать и активизировать словарь детей, закреплять умение детей отвечать полным предложением на вопрос, развивать диалогическую речь;
– формировать умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре.
Предварительная работа: разучивание песен «Матур», «Ак ипи», танца «Парный танец»; прослушивание произведения Р. Яхина «Вальс»; беседы о характере музыки.
Оборудование и материалы: медиа проектор; музыкальный центр; музыкальные инструменты: фортепиано, баян; праздничные бумажные колпачки; макет торта; цветная бумага, клей, ножницы для аппликации.
Ход занятия.
Дети входят в зал и встают полукругом перед гостями.
Муз. рук.: Дорогие гости,
Дети: Здравствуйте!
Муз. рук.: Исәнмесез, кунаклар!
Дети: Исәнмесез!
Муз. рук.: Ребята, садитесь, пожалуйста на стульчики.
Дети проходят и садятся на стульчики.
Муз. рук.: Ребята, а что такое день рождения?
Это радость и веселье,
Это песни, шутки, смех!
Этот праздник – он для всех!
Да, ребята, День рождения – это, такое радостное событие, когда ребенок появляется на свет. Вот я хочу узнать, у кого в какое время года день рождения.
Муз. рук.: Здравствуйте те, кто родился зимой!
Дети: Здравствуйте!
Муз. рук.: Здравствуйте те, кто родился весной!
Дети: Здравствуйте!
Муз. рук.: Здравствуйте те, кто рождён в летний зной!
Дети: Здравствуйте!
Муз. рук.: Те, кто родился осенней порой!
Дети: Здравствуйте!
Муз. рук.: Ребята, а вы знаете, сегодня День рождения у девочки Алсу. Она приглашает нас к себе в гости. Посмотрите на экран.
Дети смотрят на экране видео-приглашение Алсу.
Муз. рук.: Хотите пойти в гости к Алсу?
Дети: Да, хотим!
Муз. рук.: Ребята, а на День рождения приходят с подарками, с песнями, с танцами. Поэтому нам нужно подготовиться заранее. Во-первых, вам нужно будет получить праздничный колпачок, но ее получит тот, кто правильно повторит музыкальный ритм.
Внимание, задание для мальчиков –
- мин (соль) – ма (соль) – лай (ре)
Внимание, задание для девочек –
- мин (ре) – кыз (соль)
Музыкальный руководитель выполняет ритмический рисунок,
дети повторяют хлопками.
Муз. рук.: Молодцы, как хорошо все справились с заданием, и все получат колпачки. Ребята, какие все стали красивые. Давайте сделаем друг-другу комплимент. А поможет нам в этом песня. Давайте послушаем мелодию песни и вспомним, как она называется.
Музыкальный руководитель играет основную мелодию песни.
Дети: Это песня «Матур».
Муз. рук.: Ребята, давайте споём мы эту песню по фразам:
мальчики поют первую фразу «Синең күлмәк матур»,
а девочки – вторую «Минем күлмәк матур».
Мальчики: Синең күлмәк матур.
Девочки: Минем күлмәк матур.
Мальчики: Синең күлмәк матур.
Девочки: Минем күлмәк матур.
Муз. рук.: Ребята, а второй куплет поём наоборот –
первую фразу поют девочки «Синең чалбар матур»,
а мальчики – вторую «Минем чалбар матур».
Муз. рук.: Очень хорошо. А теперь будем петь всю песню. Ребята, во время пения нужно следить за дыханием. Берем дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами.
Песня «Матур»
(Аудио-приложение УМК «Татарча сөйләшәбез» (старшая группа) № 52-53).
Муз. рук.: Ребята, а какой же день рождения без танца! Давайте, мы вспомним наш татарский «Парный танец».
Парный танец
(Аудио-приложение УМК «Шома бас», № 16).
После танца дети садятся на стульчики.
Муз. рук.: Ребята, а вы помните, что нас сегодня к себе на праздник пригласила Алсу? Давайте мы ей ещё подарим букет цветов.
Интерактивная игра «Цветы».
Подарки в День рождения бывают не просты,
Но лучше без сомнения – красивые цветы. Ромашка.
Муз. рук.: Ромашка нинди?
Дети: Ак.
- Подарки в День рождения бывают не просты,
Но лучше без сомнения – красивые цветы. Мак.
Муз. рук.: Мак нинди?
Дети: Кызыл.
- Подарки в День рождения бывают не просты,
Но лучше без сомнения – красивые цветы. Василёк.
Муз. рук.: Василёк нинди?
Дети: Зәңгәр.
Муз. рук.: Ребята, а какой же День рождения без праздничного торта. Давайте мы Алсу подарим праздничный торт. Ребята, посмотрите, какой большой торт у нас, но в нём не хватает украшений. А чем можно украшать торт?
Дети: Цветочками.
Муз. рук.: Ребята, давайте и мы будем наш торт украшать цветочками. А во время работы будет звучать знакомая нам музыка «Вальс» Р. Яхина.
Воспитатель: Ребята, вспомните, мы делали рыбку: мы склеивали концы полосок цветной бумаги и получалась «капелька». Теперь из таких «капелек» мы сделаем цветы для украшения нашего торта. Сначала мы склеим из бумажных полосок 6 «капелек». У каждого будет своего цвета бумага. Когда все «капельки» будут готовы, из квадрата вырезаем круг – это будет сердцевина цветка.
И так, начинаем сборку цветка. При помощи клея приклеиваем наши «капельки» на сердцевину круга – прижимаем плотно друг к другу. И вот такой цветок у нас получился.
Ребята, давайте подойдём к торту, и я покажу куда нужно приклеить готовые цветы.
Дети с воспитателем подходят к торту.
Воспитатель: Ребята, проходите, пожалуйста, к столам и приступайте к работе. После того как сделаете цветок, не забудьте привести своё рабочее место в порядок.
Дети делают украшения-цветы.
Слушание – «Вальс-экспромт» Р. Яхина.
Воспитатель: Молодцы, ребята – мы с вами сделали цветы. А сейчас, давайте украсим наш праздничный торт.
Дети приклеивают цветы на торт.
Выполняется коллективная работа.
Воспитатель: Какой красивый торт у нас получился.
Муз. рук.: Вот как мы постарались! А давайте, вокруг торта споём песню «Ак ипи».
Песня «Ак ипи»
(Аудио-приложение УМК «Татарча сөйләшәбез» (старшая группа)
№71-72).
Дети остаются в кругу.
Муз. рук.: Ребята, давайте вспомним, какие музыкальные подарки мы сегодня приготовили в подарок Алсу на День рождения?
Дети: Песню «Матур»; парный танец; песню «Ак ипи».
Муз. рук.: Ну, теперь можно смело отправляться к Алсу на День рождения!
До свидания, ребята!
Дети: До свидания!
Муз. рук.: Сау булыгыз, балалар!
Дети: Сау булыгыз!
Дети и воспитатель уходят из музыкального зала.
Список литературы.
- И. Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей».
- И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день».
- И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм».
- http://www.musical-sad.ru/forum/3-130-17
- http://www.toppenoplast.ru/muljazhi-iz-penoplasta
- https://edu.tatar.ru/priv/priv/dou385/page1027963.htm/page1027973.htm