Материал опубликован во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – АПРЕЛЬ-2021»
Панчук Наталья Юрьевна
Халина Лилия Николаевна
воспитатели
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 175»
г. Воронеж
БОГАТЫРИ – ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ
конспект интегрированного мероприятия
Цель:
Духовно – нравственное воспитание детей на примере русской культуры и истории.
Задачи:
Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю; учить видеть и чувствовать прекрасное в живописи, музыке, поэзии, обогатить словарный запас ребенка.
Демонстрационный материал:
Репродукции В. Васнецова «Баян», «Богатыри»; К. Корина «Александр Невский»; слайды из серии «Оружейная палата», «Москва. Покровский собор», «Архитектурные памятники Ярославля»; М. Мусоргский «Богатырские ворота», С. Прокофьев «Александр Невский», С. Намин «Богатырская сила» – в грамзаписи.
Ход занятия:
Звучат «Богатырские ворота» Мусоргского
Воспитатель:
– Давным-давно, на Руси святой, необъятной жили люди щедрые незлобивые. Много дичи было в лесах, рыбы в прудах – не считано, зерна в закромах – немерено. Всходило солнце – Ярило – всем свет и тепло дарило. Приходила ночь – заботы людские уносила прочь. А покой земли русской и всех Русиче охраняли люди смелые да отважные, в бою крепкие – неустанные, духом – гордые, нравом – добрые.
Вопросы детям:
А как же звались они? Вы мне скажите? (Богатыри).
А какие богатыри прославились на всю землю Русскую? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Александр Невский).
Воспитатель предлагает детям встать и друг за другом пройти к репродукциям Васнецова «Баян», «Богатыри», рассказывает о богатырях, написанных художником.
Воспитатель:
– Перед вами работы талантливого русского художника Виктора Михайловича Васнецова. «Богатырская» тема занимала важное место в его творчестве.
– На этой картине изображен рассказчик былин – Баян, который под звуки гуслей неторопливо, нараспев прославлял подвиги русских воинов.
– А эту картину художник назвал «Богатыри», да и размеры у нее огромные, богатырские, почти во всю стену (3 на 4,5 м). Писал ее В. М. Васнецов на протяжении 27 лет, тщательно изучал историю России, старинные костюмы и вооружение, текст былин. И изобразил художник самых любимых в народе богатырей – Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича.
Чем прославился каждый из них? (Илья Муромец победил Соловья – разбойника, обладал силой недюжинной; Добрыня Никитич расправился со Змеем – Чудищем, был добр и благороден; Алеша Попович имел зоркие глаза да меткие стрелы, был молод, удал, храбр).
Воспитатель:
-…Много у них было тяжелых битв, много ран получено, много крови за свой народ пролито. Выедут в поле, глянет Илья Муромец из-под рукавицы – кто-то землю «копытит». Прислушается – враг!
– А ну-ка, Алеша, скажет, – у тебя верный глаз…
И ни разу не уходил враг от Алешкиных стрел.
– А случится, целый полк прорвется – Добрыня Никитич свой острый меч вынимает. А если целая туча вражья нагрянет – тут уж и сам Илья Муромец плечи расправит да булавой богатырской поиграет».
Вопросы к детям:
Какие доспехи защищали богатырей от смертельных ран?
(Щит, кольчуга, тем, латы).
– Да и кони под стать богатырям – сильные да могучие! А запряжены уздечками шелковыми, пряжками золотыми, стременами булатными.
Да не для красоты-угожества,
Ради крепости все богатырской!
Ведь шелковые подпруги не рвутся,
Булатные стремена не гнутся,
А золотые пряжки не ржавеют.
Воспитатель предлагает детям сесть и продолжает свой рассказ:
– Нет у меня ни булата, ни золота, зато есть ленточки льняные да шелковые. Попробуйте разорвать их, а мы поглядим, какая из них крепче.
5-6 мальчиков по желанию попробуют свою силу молодецкую. Льняные ленточки легко рвутся, а шелковые – не по силам.
Воспитатель:
Подруги шелковы тянутся,
Да они не рвутся,
Булатные стремена гнутся,
Да не ломаются,
Пряжечки – то красна золота, они мокнут,
Да не ржавеют.
Не для красы – угожества,
А ради крепости да надежности
Ставились храмы – терема
С позолоченными куполами.
Просмотр слайдов с изображение русской архитектуры и богатырского снаряжения сопровождается рассказом ведущего.
Воспитатель:
– Не только в дни радостей приходили люди в храм Божий, но и во время нашествия врагов, стар и млад укрывались за крепкими каменными стенами. Святые старцы и священники благословляли русских воинов-богатырей на подвиги во славу Отечества, а нередко и предсказывали победу!
– Даже золотые купола храмов напоминают шлем богатырский, а мощные стены вокруг него – будто щит, кольчуга, латы воина, оберегающие его от смертельных ран.
Красивы храмы да доспехи богатырские?
– Да только на Руси понятия красоты и крепости всегда были нерасторжимы. Но были на Руси и мирные времена. Богатыри русские сеяли хлеб, занимались охотой – были во всем примером и опорой старым и малым.
(Сценка сказки А. Пушкин «О мертвой царевне и семи богатырях»).
Из какой сказки явились к нам богатыри?
Воспитатель:
– А был на Руси и такой богатырь. Звали его князь Александр, по прозвищу Невский. Победил он полчища врагов на Неве-реке. Не отдал он землю русскую на разграбление. Защищал людей мирных от жестоких завоевателей своими бессмертными подвигами, заслужил он память людскую – вечную. И стали почитать его на Руси, как святого. До сегодняшнего дня помнят и знают люди об Александре Невском. Художники пишут его портреты, композиторы посвящают ему музыку.
– Послушайте фрагмент из сюиты Прокофьева «Александр Невский».
Какие обряды нарисовало вам ваше воображение? (Что вы представляли себе, слушая эту музыку?)
Воспитатель:
– Посмотрите, портрет был написан художником Кориным в годы Великой Отечественной войны, для поднятия боевого духа Советских воинов. А орденом «Александра Невского» награждали самых смелых, талантливых, умных полководцев в России.
(Песня «Богатыри Российские»).
Воспитатель:
– Удаль молодецкую, храбрость беспримерную от былинных богатырей унаследовали защитники земли родной во все времена. Богатырем в народе считается не только тот, кто ростом велик да силой крепок, а тот, кто духом тверд, сердцем храбр, Родине предан.
Рассказ Лены:
– В годы Великой Отечественной войны защитники Воронежа, как истинные русские богатыри, проявляли в боях с врагом отвагу, молодецкую удаль, мужество.
– Именем бойцов и командиров, прославивших себя ратными делами, названы улицы и площади нашего города.
– Даниил Максимович Куцыгин участвовал в боях Гражданской войны. В мирное время он принимал участие в строительстве трамвайных линий в городе. Началась Великая Отечественная война, и он добровольцем ушел в Советскую Армию. А в последнем бою, увидев, что все строевые командиры убиты, ни секунды не колеблясь, он вынул из потертой кобуры свой именной наган, крикнул пришедшим в минутное замешательство бойцам: «Взвод, слушай мою команду! На фашистских захватчиков – в атаку, вперед!» и сам шагнул первым…
– У немецких снайперов было задание: в советских войсках выбивать в первую очередь командиров.
На Куцыгине не было командирской формы, командирских ремней, ничего, что позволило бы признать в нем командира – штатская одежда, как у всех, – телогрейка, солдатская каска на голове. Но немецкий снайпер все же угадал в Куцыгине командира – по тому, как он шел, как вел за собой бойцов. Снайпер с оптическим прицелом на винтовке, сидевший на чердаке дома, прицелился особенно тщательно. Пуля попала Куцыгину под каску, точно в висок.
Уже больше 55 лет нет Даниила Максимовича среди воронежцев, даже малой частички праха его не осталось в воронежской земле: почти сразу же после того, как он был похоронен своими друзьями-однополчанами, в это место ударила полутонная фашистская авиабомба, образовав огромную воронку. Но дело его рук, ума, души и сегодня с нами, участвует в каждодневной жизни горожан. Садясь в воронежские трамваи, идя по улице Куцыгина, вспомните, с чьим именем это связано.
– Любить и защищать Родину – дело святое! И каждый из вас должен быть к этому готов.
(Танец «Богатырская сила»).
Список литературы:
- Богатырские сказы/ Москва: Издательский центр детской книги, 1995.
- под ред. Калугина В. И. Гуси – лебеди. Фольклор для детей от колыбельных до былин/В. И. Калугин – Москва: Правда, 1990.
- Пушкин А. С. /А. С. Пушкин – Москва: Республика, 1995.
- Полунина В. Н. Искусство и дети/В. Н. Полунина – Москва: Просвещение, 1982.
- БСЭ/Москва: Советская энциклопедия, 1984.