Без прошлого нет будущего…

Малахова Любовь Николаевна
Фрезе Ирина Ивановна
воспитатели
МБДОУ ДС № 41 « Семицветик»
Старооскольский городской округ

 Всероссийские педагогические чтения «Zа правое дело, Zа мир на земле и Zа жизни детей», секция “Роль музейной технологии в воспитании нравственно-патриотических чувств дошкольников”

         В настоящее время большое внимание уделяется воспитанию в детях дошкольного возраста патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Поэтому сегодня необходимо научить детей чувствовать, думать и творить. А это возможно при реализации совместной научно — познавательной направленности педагога и родителя. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за  землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относится к культурным традициям других народов. Известно, что приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В этой связи посещение музея оказывает огромное положительное влияние. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Возможность патриотического мини-музея помогает во всестороннем развитии личности воспитанника, в формировании его духовного мира.          Создание музея – одно из действенных методов формирования у детей гражданско – патриотического воспитания. Гражданин и патриот начинается в стенах детского сада. Воспитанник должен научиться быть гражданином и патриотом Родины, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях.

         В нашем детском саду силами педагогов, детей и родителей создан мини – музей, целью которого является:

  • -сохранение памяти о Великой Отечественной войне, о её героях и их подвигах;
  • – формирование у детей интереса к истории своей семьи, к судьбам родных, принимавших участие в Великой Отечественной войне;
  • – приобщение к ежегодной акции памяти «Бессмертный полк».

Мы живем в непростое время. Все труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники. Но делать это надо во имя будущего. Память о прошлом, формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности – должны жить, передаваясь из поколения к поколению. Любой музей, а именно музей детского сада это именно то место, где лучше всего идет процесс утверждения этих ценностей. Изучая с воспитанниками историю Великой Отечественной войны, обращаясь к материалам музея, одной из главных задач, становится задача воспитания чувства сопереживания к судьбам людей, отдавших жизнь за Родину, к тем, кто остался жить рядом с нами. Именно музейная педагогика позволяет в условиях детского сада реализовать комплексные и дополнительные образовательные программы. Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности. В современной педагогике существует направление под названием музейная педагогика. Такая педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка, а также помогают наладить сотрудничество педагогического коллектива ДОУ с родителями. Условия для развития системы патриотического воспитания и обучения дошкольников средствами музейной педагогики. Задачей любого музея является, конечно, поисково-собирательная работа. Занимаясь поисковой работой, дети глубже, душевнее узнают свой край, теснее сближаются с родными. Дети активно включаются в поиск, сборы и несут в музей фотографии, поделки, желая оставить свой след в истории мини-музея. За период существования музея в детском саду продолжают накапливаться экспонаты, пополняется теоретический и практический материал, который затем адаптируется для детей дошкольного возраста.

 Использование технологии музейной педагогики в детском саду актуально и эффективно. Музейная педагогика  даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность

Рекламное сообщение  

 

Скачать (PDF, 1.15MB)

 

 

 

Литература:

  1. -Виниченко В. Ребенок в пространстве музея // Дошкольное воспитание. 2003. № 5. С. 38-41.
  2. -Н. В. Микляева «Музей в детском саду» М.: Сфера 2011.
  3. -А. Н. Морозова «Музейная педагогика» М.: Сфера 2006
    – Н. А. Никишин «Музей и новые технологии» М.: Прогресс-Традиция, 2012.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь