Мурашова Лариса Максимовна,
учитель-логопед
Попова Альбина Васильевна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 42»,
г. Усолье-Сибирское
Номинация – Методическая разработка
Название работы – Литературный час в старшей группе «Байкал, воспетый в стихах»
Цель: формирование образного представления об уникальной природной «жемчужине» России и всей планеты – озера Байкал через поэтические образы в коммуникативной деятельности.
Задачи: понять и объяснить значимость Байкала в жизни жителей Сибири и страны, прочитать выразительно стихотворения о Байкале; проявлять эмоциональную отзывчивость и эстетическое отношение к объектам Всемирного природного наследия.
Оборудование: презентация «Уникальное озеро-Байкал», музыкальное оформление.
Ход мероприятия:
Воспитатель: «Кто Байкала не видел, тот в Сибири не бывал», – говорят сибиряки. Байкал – это уникальное озеро, одно из неповторимых чудес планеты, поистине природная святыня не только россиян, но и всего человечества. Это самое древнее, самое глубокое и самое большое пресноводное озеро в мире. Не зря Байкал называют колодцем планеты с чистой питьевой водой.
Ребёнок 1:
«Живой Байкал» Н. Дробот
Как ты красив, наш батюшка Байкал!
Среди лесов, песчаных дюн и скал
Стоишь, не зная горестей и бед
Уж четверть сотни миллионов лет.
Ребёнок 2:
«Байкал» (Сергей Вагин)
Среди скалистых снежных гор,
Тайгою дикой окружён,
Лежит он в чаше голубой
Седым Байкалом назван он.
Вода в Байкале глубока
Чиста вода в Байкале
Она прозрачна, холодна,
Вкусней найдёшь едва ли!
Воспитатель: Что же означает слово Байкал? Народы, когда-то населявшие берега Байкала по- своему называли озеро. Эвенки говорили Ламу, т.е. море, буряты называли его Байгал-нуур – озеро, а китайцы называли Байкал северным морем Бай-хай. Ученые предполагают, что название Байкал произошло от слова бай-кюль, что означает богатое озеро.
Ребёнок 3:
Байкал (Цыден-жап Жимбиев в переводе Г. Граубина)
Байкал зовут Байкюлем, Байгюлем и Бэйхаем:
Ему дано немало таинственных имен.
Но мы на карте мира всегда его узнаем,
На силуэт посмотрим и скажем: «Это он!»
Ребёнок 4:
В преданьях и легендах Байкал- старик суровый.
А он на самом деле задорный, молодой!
Он неспроста шумливый, порывистый, веселый-
Ведь он живой наполнен, а не простой водой!
Воспитатель: Байкал – озеро – рекордсмен. Животный и растительный мир озера необычайно богат. В Байкале обитает самое большое число видов растений и животных. В настоящее время известно 1550 видов и разновидностей животных и 1085 растительных организмов. Известные эндемики Байкала – это байкальская нерпа, живородящая рыба голомянка, рачок эпишура, байкальский омуль, желтокрылка, байкальский осетр.
Ребёнок 5:
«Не убивайте нерп, не убивайте!» (Ирина Прищепова)
Не убивайте нерп! Не убивайте!
Дитя Байкала в нём живёт веками.
Вы приглядитесь к ним, понаблюдайте:
Они, как дети, только с плавниками.
Ребёнок 6:
Вы крохотных бельков не убивайте
В байкальских снежных чистеньких пелёнках!
Их кровью вы Байкал не заливайте.
Убить нерпёнка, что убить ребёнка!
Воспитатель: В озеро впадает более 300 рек и речек. Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Снежная, Сарма, Бугульдейка – эти реки ежегодно пополняют запасы вод Байкала. Ангара- единственная река, которая вытекает из Байкала.
Ребёнок 7:
«Ангара», (Михаил Трофимов)
Ангара-река, воды чистые,
Острова на ней все лесиситые,
Острова по ней все в смородине,
Нет прекраснее моей Родины.
Над тобой горят зори алые,
Ангара-река-дочь Байкалова.
Воспитатель: А ещё Байкал славится своими ветрами. Байкальские ветры уже с давних пор хорошо известны местному населению и имеют названия, обозначающие их направление и район распространения. Их насчитывается более трех десятков, часто один имеет несколько названий. У каждого – свой характер. Ветры могут сменять друг друга по сезонам, в течение суток, сталкиваться между собой. Самые известные ветры Байкала – Култук, Баргузин, Сарма. Култук – один из главенствующих ветров на Байкале, Баргузин – ветер смелых, воспет в легендах и песнях, Сарма – самый сильный и страшный из ветров на озере.
Ребёнок 8:
«Ветры Байкала» (Петонов. В)
Живешь один в своей усадьбе,
Красавец изо всех морей.
Твои три ветра, как на свадьбе,
Пируют на груди твоей,
Вот баргузин бежит, не глядя,
Сбивает ветки с тополей-
Но вдруг, приплясывая жарко,
Закат, разбрызгав по скале,
Сарма, как пьяная дикарка,
Танцует на твоем столе.
Воспитатель: На Байкале встречаются особенные места – природные объекты, которые ученые причислили к памятникам природы. Памятниками природы могут быть красивая местность, живописные скалы, редкие необычной красоты растения, небольшие участки обитания птиц и редких животных. Самые знаменитые памятники природы Байкала – это Шаманский мыс, мыс Бурхан, бухта Песчаная, пещера Мечта и Шаман – камень.
Ребёнок 9:
«Байкальская сказка» (Т.Семичева)
Я люблю байкальскую сказку
И возьму только яркую краску,
Расскажу и про зимы, и весны,
И про дивно растущие сосны.
Ангара, Енисей и Шаман-камень,
И костров обжигающих пламень,
Разнотравье, цветные закаты
И чистейшей воды перекаты.
Это место, где стоит родиться,
Чтобы в сказке опять очутиться…
Воспитатель: Люди издавна пользовались природными богатствами Байкала и прибайкальской тайги – вылавливал рыбу, добывал пушных зверей, вырубал лес, заготавливал ягоды, лекарственные растения. Со временем они стали понимать, что щедрая байкальская природа не успевает восстанавливаться, поэтому вокруг озера Байкал, были созданы заповедники и национальные парки, а также Байкал был включен в Список объектов всемирного природного наследия. Это означает, что теперь о его сохранности и чистоте вод заботятся не только граждане России, но и всей Земли.
Ребёнок 10:
Сама природа нам велела,
Чтоб жил Байкал родной в веках!
Давайте будем его беречь,
Не будем силы свои жалеть.
Пусть будет вечно он голубой,
Наш Байкал дорогой.
Воспитатель: Озеро Байкал всегда привлекало людей живописной природой, чистотой и прозрачностью воды, богатством рыбы, разнообразием животного и растительного мира. Именно поэтому с каждым годом отдыхающих на Байкале становится все больше. Люди приезжают на машинах, ставят палатки, строятся гостиницы, туристические базы. Но природа Байкала от посещения людей страдает: рубка деревьев, уничтожение цветов, загрязнение берегов и воды озера.
Ребёнок 11:
«Беречь Байкал – святое дело!» (М. Митюков)
О чем грустишь, Байкал любимый,
О чем вздыхает твой прибой?
Иль кто-то злой, неумолимый
Порой глумится над тобой?
И мне Байкал вздыхал в ответ:
«Я жил на свете тыщи лет…
Ребёнок 12:
Никто меня не обижал,
Напротив, всякий уважал…
Но за последние полвека…
Не узнаю я человека!
Как будто чистая водица
Ему вовек не пригодится…»
Ребёнок 13:
Не обижайте, люди, море!
Байкал ведь тоже хочет жить:
Играть волной, с ветрами споря
И людям преданно служить!
Беречь Байкал-святое дело:
Его судьба- у нас в руках!
Зазерский Михаил, 5 лет, старшая группа? МБДОУ «Детский сад № 42», г. Усолье-Сибирское
КОНКУРС – «Мы-весёлые артисты», НОМИНАЦИЯ – чтение стихотворения
НАЗВАНИЕ – Байкал»
КУРАТОР – Мурашова Лариса Максимовна, учитель-логопед
Ведущий: Наше мероприятие я хочу закончить словами А. Яблокова: «Байкал- это всероссийская гордость и всероссийская экологическая боль и тревога. Ни души предков, ни грядущие поколения не простят нас, если мы не сохраним чистоту Байкала».