Аутизм – синдром века, что должен знать воспитатель о ребенке с РАС

0
2620

Васильченко Н. В. Преловская Е. И. Медведева Т. В. Клютко Н. И.
Воспитатели
МБДОУ «Обуховский детский сад «Земляничка»

Материалы Регионального научно-практического семинара «Использование прикладного анализа поведения в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»

 

   Неспроста называют аутизм синдромом века. Диагноз встречается все чаще, несмотря на старания общественных и медицинских организаций, мы по-прежнему многого не знаем об аутизме. Проявления аутизма очень разнообразны, тем не менее, можно выделить наиболее частые характеристики аутизма: невозможность устанавливать полноценный контакт с людьми, крайняя отгороженность от внешнего мира, слабая реакция на внешние раздражители, и очень узкий круг интересов.

   Поэтому никого не удивит, если в обычной группе детского сада появится особенный ребенок.  Могут ли дети с особенностями развития, а в частности дети с аутизмом  ходить в обычный садик? Что говорит закон? Аутизм не является основанием для запрета посещения обычного детского сада. Министерство образования подчеркивает, что родители ребенка с особенностями развития вправе выбирать форму получения ребенком образования и организации. Причем закон гласит, что к нему должен быть индивидуальный подход.

   Именно поэтому каждый воспитатель ДОУ должен знать, как правильно общаться с ребенком с РАС. Чтобы помочь ребенку, надо верить, что  мы занимаемся не безнадежным делом. Главное понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь максимально социализироваться. Такой ребенок нуждается в повышенном внимании, нежели другие детки. К нему должно проявляться больше снисходительности, в связи с его замкнутостью и страхами.

   Основная задача в работе с аутичными детьми – это установление контакта. Чтобы «приручить» ребенка с РАС необходимо много времени и выяснить, что является для него поощрением, а в каких случаях он не хочет общаться. Для этого необходимо  установить тесный контакт с родителями, чтобы лучше узнать об особенностях малыша.  Не следует общаться с малышом вопреки его желанию, если ребенок стремится уйти, позвольте ему это. При установлении контакта можно осторожно вводить сенсорные стимулы:  игры с песком, водой, крупой, мыльными пузырями, и только после этого использовать контакт глаз. Нужно подчеркнуть, что дети с аутизмом очень тяжело идут на контакт глазами, ни в коем случае нельзя заставлять смотреть на себя, этим можно травмировать ребенка и вызвать бурю нежелательных эмоций.

материалы в печатный сборник 

    Построить коррекционную работу можно в три этапа. Первый этап,  формирование стереотипа учебного занятия, второй, формирование пространственно-временного стереотипа, и третий,  развитие смыслового стереотипа занятия. Важно соблюдать постепенность, дозирование подачи нового материала, так как особенные детки очень плохо принимают все новое, но в то же время следует обязательно учитывать интересы и желания ребенка. Просьбы и инструкции  следует формулировать четко и кратко, не повторяя несколько раз. На начальных этапах главной задачей обучения является общая организация поведения – формирование установки на выполнение задания, усидчивости, удержания внимания. Ребенок должен выработать привычку. Очень важно подкреплять хорошее поведение ребенка похвалой. Сначала малыш может только наблюдать за действиями взрослого, только затем можно действовать руками ребенка, но только с его разрешения. Важно выработать четкий алгоритм действий  при обучении навыкам бытового поведения, следует повторять эту бытовую ситуацию изо дня в день. Например: алгоритм мытья рук с проговариванием: “Возьми мыло, потри о ладошки, положи мыло, смой водой, высуши полотенцем ” и т.д.

   Второй этап это формирование пространственно-временного стереотипа занятия. Аутичный ребенок тревожен и импульсивен, поэтому все новое заставляет его нервничать. Например: проводя занятия со всеми детьми, ребенка с РАС посадить со всеми детьми нельзя против его желания. Но в то же время порядок нужен, но он не должен быть слишком жестким, необходима гибкость построения режима занятия.

   Третий этап развитие смыслового стереотипа занятия. У аутичных детей существуют трудности произвольной организации психических процессов. Для выработки  произвольности осознанности восприятия, внимания, запоминания и воспроизведения  информации мы можем использовать следующие приемы: подбирать задания в соответствии с интересами ребенка, обязательно в ходе занятий использовать эмоционально-смысловой комментарий и иметь сюжетный смысл, каждый вид деятельности должен иметь последовательность. Например, поливая цветы в группе, мы рассказываем что цветам, как и людям нужно питание, воду наливаем под корешок, стараясь не пролить, а цветы подарят нам красивые цветочки и будут радовать. В результате у ребенка появляются большая направленность на людей, интерес к окружающему миру, эмоционально окрашенным становится контакт с окружением. У аутичных детей хорошо развита зрительная память и визуальное мышление, поэтому необходимо постоянно подкреплять всю деятельность карточками и картинками.

   Работа с аутичными детьми, и с их родителями требует значительных энергетических затрат. И чем больше мы будем знать об особенных детях, тем легче будет проходить работа обеих сторон. Завоевать доверие самого закрытого ребенка – дорогого стоит. Цитируя слова педагога и философа Р. Шнайдера “Эти дети приходят проверить нас на человечность”, хочется пожелать всем кто работает с такими детками, именно человечности, доброты, терпения  в понимании тех, кто так не похож на нас.

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь