Сообщение из опыта работы по исследовательской деятельности «Формирование навыков экспериментирования у детей с ОВЗ»

Всероссийский постоянно действующий ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ конкурс педагогов ДОО «Лучший методический материал педагога»-2021

Афанасова Людмила Алексеевна

воспитатель

МАДОУ №15 г. Апатиты

Методические разработки

Сообщение из опыта работы по исследовательской деятельности «Формирование навыков экспериментирования у детей с ОВЗ»

    Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской любознательности, которая постепенно трансформируется в познавательную потребность.

Рекламное сообщение

     Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.» Так и ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает всё сам.

      Наши дети очень любят заниматься исследовательской деятельностью, стремятся к знаниям, а самоусвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?».

     Они вынуждены оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

      На первоначальном этапе работы с целью выявления наличия интереса детей к экспериментированию и определения начального уровня развития исследовательской активности провели  наблюдение  за свободной деятельностью детей, её направленностью на самостоятельное исследование и уточняющую беседу  с воспитанниками (книга «Мониторинг в детском саду») и выяснили, что  дети  с удовольствием экспериментируют с разными объектами и материалами,  переживают радость достижения результата, но некоторые затрудняются выдвигать предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, боятся проявить самостоятельность и инициативу.

     Основной целью нашей работы является воспитание у детей активного исследовательско-творческого отношения к окружающему миру.

      Учитывая, что важнейшим условием успешного развития исследовательской активности воспитанников в экспериментировании является компетентность педагога в данном вопросе, мною был изучен курс А.И. Савенкова по программе «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» (КПК в Педагогическом университете «Первое сентября»).

Нами были поставлены задачи:

1.Учить детей видеть проблему, проявлять настойчивость в исследовательском поиске, целеустремленность в экспериментировании.

  1. Развивать самостоятельность.
  2. Уметь доказывать и защищать свои идеи, аргументировать собственные выводы.
  3. Применять результаты исследования в разных видах деятельности.

      Для того, чтобы исследовательское поведение у детей развивалось, они должны иметь бесконечно много возможностей для свободной полной фантазии и реализации в любой предметной сфере. Поэтому,  на следующем этапе работы был проведен анализ предметно-развивающей среды, в частности, зоны экспериментирования по следующим показателям:

– количество, качество и разнообразие материалов для проведения исследований;

– соответствие материалов возрастным особенностям и интересам детей;

– обеспечение свободного доступа детей к материалам;

– динамика обновления материала экспериментирования;

– наличие стенда для наглядной демонстрации продуктов экспериментальной деятельности детей.

      Разнообразили развивающую среду группы познавательно – справочной литературой: энциклопедиями, иллюстрированными альбомами, картами с изображением обитателей. Оформили картотеку опытов.

      Чтобы развить у детей умения и навыки исследовательского поиска проводим занятия по приобретению специальных знаний. Это – занятия – тренинги, предложенные А.И. Савенковым. Целью таких занятий являются введение ребенка в исследовательскую деятельность. Здесь учим детей делать выбор интересующей его темы, строить план действий, общаться со сверстниками и взрослыми, искать и собирать информацию, систематизировать ее и выступать с докладом.

       Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, включает в себя следующие конкретные этапы:

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
  • Выдвижение гипотезы;
  • Поиск и предложение возможных вариантов решения;
  • Сбор материала;
  • Обобщение полученных данных.

      Для знакомства детей с методикой проведения исследований нам понадобилось 3-4 фронтальных тренировочных занятия с группой. Это было необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с техникой проведения исследования.

     Приготовила карточки с символическим изображением «методов исследования» и картинки – темы исследований. Кроме того – ручки, карандаши, фломастеры, маленькие листочки бумаги  для записей.

      Посадила группу детей на ковер кружком и объявила, что сегодня мы будем учиться самостоятельно проводить исследования так, как это делают взрослые ученые.

     Для демонстрации этапов поведения исследовательской работы нам понадобятся два «добровольца», все остальные пока будут зрителями. Дети определили тему исследования, выбрав карточку. Например «Рыбки в аквариуме». Объяснила, что их задача – подготовить сообщение, доклад. Для того, чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию о рыбках и обработать ее. Рассказала детям, что существует много способов сбора информации – методов исследования. Конечно же, будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям.

      Дальше шел сбор материала. Объяснила детям, что собираемые сведения можно просто запомнить, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать на листочках бумаги. Собранные сведения надо проанализировать и обобщить, то есть составить рассказ о рыбках по пиктограммам. Как только информация  была обобщена – наши «исследователи» сделали  сообщение «доклад о рыбках». Такая работа  заинтересовала  детей.

      Естественно, что качество представленной информации зависит от общего развития ребенка. После выступления «исследователей» устроили обсуждение.

      Занятия – тренинги способствуют тому, чтобы дети стали увереннее в себе, научились слушать и слышать друг друга. Такой вид работы проводится в свободное время, в совместной деятельности педагога с детьми – в утреннее или вечернее время, между занятиями, на прогулках – со всей группой или в индивидуальной форме. Одновременно планировали целевые прогулки, экскурсии, кратковременные или долгосрочные наблюдения за объектами живой и неживой природы. Еженедельно проводим беседы, которые направлены на развитие детской любознательности, потребности в новых знаниях. Такая работа позволяет выявить детей активных, любознательных, способных на креативное мышление.

      Далее провели НОД по освоению содержания образовательной области «Познание» с применением методов исследовательского обучения.

     Например,   в рамках проекта «Березка русская моя» провели занятие, где  дети рассматривали бересту – наружную часть коры, находили на коре черточки-чечевички, определяли плавучесть коры. Теперь ребята знают, что вещество которое красит руки белым цветом – бетулин, а дышит береза кислородом, который поступает через черточки- чечевички, находящиеся на коре дерева. Был организован просмотр мультимедийной презентации «Русские березки» с включением в неё стихов русских поэтов.

      В рамках проекта «Что такое звук и как его сделать громче?» познакомили воспитанников с органами слуха, они узнали, что звуки бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн. Но их можно усилить, какие средства можно использовать? Дети предлагали различные варианты и опытным путем проверяли правильность своих  знаний. Например: использовали расческу с мелкими и крупными зубьями, рупор, музыкальные инструменты и т.д.

     На этих занятиях присутствуют одновременно все дети или по подгруппам. Ценность таких занятий состоит в увлекательном совместном приобретении детьми знаний путем собственных поисков необходимой информации по предложенной теме. Поэтому, участие в исследовательской деятельности, особенно в экспериментальной ее части, помогает нашим детям проникать вглубь объектов – живых и неживых, а также помогает осознать их внутренние свойства  и отношения. В этом большую помощь  оказывает учитель-логопед, которая на своих занятиях, по возможности, предварительно обследует с детьми те предметы или объекты, которые впоследствии будут подвергаться исследованию на специальных занятиях.

     В свою очередь, чувственный опыт детей прочно связан с речью, следовательно, способствует выполнению еще одной поставленной задачи – развитию коммуникативных способностей детей. И еще одно немаловажное обстоятельство: на подобных занятиях большое внимание в виде похвалы  уделяется закомплексованным, неуверенным в себе детям, чей интерес к поисковой деятельности несколько снижен.

    Активизируется их дальнейшее участие в совместной работе и постепенно развивается чувство самоуважения. В результате, дети становятся более смелыми, постепенно раскрывают свои естественные таланты: умение слушать, говорить, просто общаться. А это в свою очередь служит гарантом саморазвития личности, они учатся по-своему мыслить, доказывать, спорить и т.д.

      Таким образом, выполняется главная функция исследовательского поведения- функция развития.

     После проведения такой плодотворной исследовательской работы периодически устраиваем выставки детских работ, фотовыставки «Хотим все знать»: были оформлены выставки экспериментов – «Вода – самое большое богатство на свете», «Царство цветных льдинок».

      Как только мы почувствовали, что дети освоили общую схему деятельности, то сразу же перешли к другому варианту организации этой работы – самостоятельной исследовательской практике детей. В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. Например, в процессе опытов с водой дети уточняли свои представления о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы, что она бывает в жидком, твердом, и газообразном состоянии. С большим интересом выявляли вещества, которые растворяются в воде: сахар, соль, лимонная кислота, познакомились со способом очистки воды – фильтрованием. Узнали, как осуществляется круговорот воды в природе.

      Провели опыт с магнитом «испытание магнита». Опытным путем выявили материалы, которые могут стать магнетическими.

      Важным для нас является вовлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс и развитие с ними партнерских отношений. В связи с этим нами организованы мероприятия, которые помогают понять родителям их значимость и важность в формировании исследовательской культуры дошкольников.

Взаимодействие с семьей:

 – анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»;

– домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;

– привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе;

– беседа на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к  опытно-экспериментальной деятельности»;

– консультации на тему: «движущие силы исследовательского поведения ребенка», «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;

– оформление наглядной информации в родительском уголке.

На данном этапе мы провели диагностику сформированности исследовательской деятельности по показателям и критериям, разработанным А.И. Савенковым.

Показатели сформированности исследовательской деятельности:

  • Умение видеть проблему;
  • Умение формулировать и задавать вопросы;
  • Умение выдвигать гипотезы;
  • Умение делать выводы и умозаключения;
  • Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.

Критерии сформированности исследовательской деятельности:

  • Самостоятельность.
  • Полнота и логичность ответа.
  • Правильность выводов и формулировок.

     Основные методы отслеживания – наблюдение за деятельностью детей, анализ высказываний.

      Включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная работа воспитателей, родителей и учителя-логопеда способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.

   Таким образом, опираясь на научно-педагогический опыт выдающихся исследователей А.И. Савенкова, Л. Венгера и многих других, можно сделать вывод, о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методов научного познавания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, является одним из направлений развития детской способности быть исследователем.

Используемая литература:

  • Журнал «Дошкольное воспитание» №6, 2007г.
  • Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». 2007г.
  • Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2007г. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
  • Савенко А.И. «Как научить дошкольника приобретать знания».- Академия развития. Ярославль. 2002г.
  • Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду». Короткова Т.А. «Дошкольное воспитание», №3 – с.12, 2003г.
  • «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации под ред. Прохоровой Л.Н., 2004г.

Летний образовательный форум“Лето – это маленькая жизнь”

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь