Байдина Наталья Александровна
Будникова Алеся Валерьевна
Гайдук Ирина Владимировна
Воспитатели
МАДОУ “Центр развития ребенка детский сад №12 г. Шебекино Белгородской области”
Адаптация – процесс вхождения ребёнка в новую среду и привыкание к её условиям. Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в ней, могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Каждый ребенок по-разному реагирует на новую обстановку в период адаптации. Воспитателю необходимо установить с ребенком такие отношения, чтобы он стал для него близким человеком, создать эмоционально благоприятную атмосферу и комфортные условия для пребывания ребенка в группе.
Педагоги, заметив интерес воспитанников к рисованию, решили поддержать детскую инициативу, так как изобразительное творчество доставляет детям большое удовольствие, приносит много радости и является источником хорошего настроения. Занимаясь рисованием, дети получают положительные эмоции, которые составляют основу психологического здоровья и благополучия, что является необходимым средством для облегчения процесса адаптации у детей раннего возраста.
На первом этапе основу игр-занятий составляют «художественные опыты», в ходе которых дети знакомятся с изобразительными материалами, осваивают действия с ними. Педагоги идут воспитанникам на встречу: дают возможность детям опробовать материал так, как они хотят. Дети могут катать, стучать карандашами, рвать и мять бумагу… Задача воспитателей – закрепить интерес воспитанников к материалам, поддержать их познавательные действия и установить доверительные отношения. После знакомства с материалами, детям предлагаются нетрадиционные способы рисования: пальчиковое рисование и рисование ладошками (цветные ладошки, пальцеграфия). Пальчиковое рисование привлекает малышей яркостью и красочностью. В раннем возрасте дети лучше чувствуют и познают предметы руками. Пальчиковые краски обеспечивают большую свободу и разнообразие действий, чем, например, действия с кистью. Перед началом занятия педагоги на ребенка надевают фартук, предназначенный именно для «рисования», объясняют его назначение; показывают одну-две краски, объясняют, что это краски, и их не едят. Воспитатели показывают, как достать краску руками из баночки, как небольшое ее количество выложить на лист бумаги, обязательно называют цвет краски, предлагают потрогать ее пальчиками в баночке и на листе бумаги. После этого детям раздают листы белой бумаги и предлагают пошлепать ладошками по бумаге, «оставить след» на ней. В ходе занятий дети воспроизводят разнообразные движения ладонью: пришлепывание, прихлопывание, размазывание; пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения.
Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках, по листу бумаги. Рисование яркими красками не просто доставляет удовольствие – дети одновременно учатся различать цвета, у воспитанников развиваются крупные мышцы плечевого пояса и мелкая моторика рук, что очень важно для формирования речи. В ходе «рисования» пальчиковыми красками проявляется стремление к общению: интерес к педагогам и желание привлечь их внимание к себе. В результате некоторые малыши сразу идут на контакт и увлекаются игрой – рисованием. Дети, которые плачут – успокаиваются, начинают заинтересованно наблюдать за действиями “художников” и в дальнейшем принимают участие в “игре-рисовании”. У детей формируется положительная установка, желание идти в детский сад, сохраняется положительный настрой в течение дня. Изобразительная деятельность является средством успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ, что является необходимым для полноценного развития ребенка.