Абилитация детей дошкольного возраста с РАС посредством музыкальной деятельности

0
1399

Фоломеева Людмила Николаевна
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС № 44 «Золушка»
Старооскольского городского округа

Материалы Регионального научно-практического семинара «Использование прикладного анализа поведения в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»

Аутизм – расстройство, определяющими для которого являются следующие проявления:

  • – нарушение способности к коммуникации и формированию социальных связей;
  • – стереотипное повторяющееся поведение.

В связи с этим в реабилитации детей на первый план выходят методы психолого-педагогической коррекции. Термин «абилитация» наиболее актуален: в большинстве случаев дети с расстройством аутистического спектра (РАС) нуждаются не в восстановлении утраченного навыка (реабилитации), а в приобретении и закреплении ранее отсутствующего умения, навыка.

Поэтому в абилитации детей с РАС психолого-педагогический коллектив работает с:

  • – нарушением социального взаимодействия;
  • – нарушением вербальной и невербальной коммуникации;
  • – ограниченным репертуаром реакций;
  • – моторной неловкостью, характерной для подавляющего большинства детей с РАС;
  • – сложностями саморегуляции.

Среди психолого-педагогических методов эффективными во всем мире считаются методы, основанные на прикладном анализе поведения, использующие его для работы с разными нарушениями.

Несмотря на все нарушения, дети с РАС обладают следующими достоинствами:

  • – способность к длительному запоминанию информации и подробному изучению деталей;
  • – высокая зрительная и слуховая концентрация;
  • – возможность развития в математике, физике, музыке, науке и искусстве.
материалы в печатный сборник 

Существует классификация современных методов в музыкальной коррекции детей с РАС:

  • – методы, направленные на ответную реакцию, а также эмоциональную активизацию;
  • – тренинговые методы, которые используются в контексте поведенческой терапии;
  • – релаксационные методы;
  • – коммуникативные методы;
  • – творческие методы в форме инструментальной, вокальной, двигательной активности.

Основная коррекционная задача музыкальной деятельности детей с РАС – формирование и развитие слухо-вокальной, слухо-двигательной, зрительно-двигательной координации и возможность в последующем синтезировать их в одной деятельности. Не нужно стараться превратить детей в хороших исполнителей, а необходимо пытаться с помощью музыки затронуть и возбудить сознательные или бессознательные реакции ребенка, помочь ему наладить разнообразные способы коммуникации.

При работе с детьми с РАС необходимо соблюдать принципы построения занятий:

  • учет психоэмоционального состояния: начинать и заканчивать занятие спокойной и негромкой музыкой; на протяжении занятия следует отслеживать эмоциональное состояние ребенка и соответственно корректировать интенсивность занятия.
  • постепенное усложнение материала: построение занятия от простого к сложному – от определенных операций к целостному вокально–пластическому действию.
  • максимальное использование непроизвольных двигательных реакций в комплексе со слуховым, зрительным, тактильным анализаторами. Любое полноценное восприятие музыки – это ритмическое восприятие. Оно включает в себя разнообразные осмысленные движения и становится слухо-двигательным процессом.

В процессе практики работы были выделены этапы основного блока музыкальной деятельности:

І этап: музыкально-ритмические игры для сенсорной стимуляции, которые переходят в игры для развития речи, пения и игру на музыкальных инструментах.

ІІ этап: слушание музыки в комплексе с ритмическими движениями; инсценированные попевки, которые способствуют коммуникации, побуждают детей двигаться в едином ритме; упражнения на релаксацию мышечного тонуса, обучающие детей контролировать свои мышцы и эмоциональное состояние.

ІІІ этап: музыкально-ритмические игры (игры-диалоги); танцевальные упражнения и танцы.

Подбор музыкального репертуара требует особого индивидуального подхода, т.к. реакции ребенка с РАС на музыку, которую он слушает, непредсказуемы – страх, отстраненность, радостное возбуждение или равнодушие. Одни предпочитают живую музыку в исполнении педагога, другим нравятся фонограммы.

Окружающая обстановка играет огромную роль при организации музыкального занятия с детьми с РАС. Любая перемена в обстановке может вызвать панику, раздражение или же заставит ребенка уйти в себя. Поэтому нужно стараться сохранять в целом, ту обстановку, к которой ребенок привык.

Дети с аутизмом лучше общаются с предметами, чем с людьми. Музыкальные инструменты становятся средством самовыражения. Для такого ребенка звук более понятен, если он видит источник этого звука и движения, вызывающие его. Игра на музыкальном инструменте заменяет стереотипии, характерные для аутизма, когда предмет бессмысленно вертят в руках, и побуждает ребенка к осознанному прикосновению к инструменту с целью извлечь звук. Занятия с духовыми инструментами (дудочки) служат осознанию ребенком ощущения давления воздуха. Разнообразие шумовых и ударных инструментов велико: треугольники, бубенцы, колокольчики, бубны, тамбурины, деревянные коробочки, маракасы, барабаны и многие другие. Дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны.

На первом этапе нужно предоставить ребенку возможность использовать инструменты и свой голос так, как ему хочется, даже если он использует необычные способы звукоизвлечения.

На следующих этапах работы с детьми для визуализации длительности звука можно использовать разнообразные предметы: ленточки, полоски, линейки, палочки разной длины, звёздочки (длинный звук – большая звездочка, длинная лента и т.д.; короткий звук – маленькая).

Используя визуальный метод, музыкальный руководитель имеет возможность изменять количество активных каналов восприятия, громкость музыки и т.д. Это позволяет регулировать уровень активности ребенка, интенсивность стимуляции, избегая переутомления и перевозбуждения ребенка.

Итогом всей коррекционно-развивающей и обучающей работы музыкального руководителя является взаимодействие ребенка с РАС со взрослым, своими сверстниками.

Таким образом, музыкальная деятельность детей с РАС развивает и воспитывает, позволяет разобраться в жизни и понять самого себя, оно формирует самооценку, а присутствие живой музыки на занятиях и праздниках становится для детей с РАС мощным стимулом в процессе абилитации.

 

 

Скачать (PDF, 1.35MB)

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь