Воспитатель Мельникова Елена Ивановна. МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 32 «Дружные ребята» Старооскольского городского округа.
1. Представление системы работы.
– Добрый день, дорогие коллеги! Радует, что здесь собрались заинтересованные люди, которые хотят не только узнать, как обучать дошкольников правилам безопасного поведения, но и поделиться собственными методическими разработками по данной теме.
В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остается очень тревожной. В России число пострадавших детей в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии, в 3 раза больше, чем в Италии.
Можно ли изменить ситуацию? Возможно. В детстве человек получает основную базу знаний. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность нас, взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах осуществляется несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями.
Второй путь – познание действительности через беседы, рассказы воспитателей и родителей, чтение художественной литературы, обучающие игры, продуктивные виды деятельности.
Процесс обучения и запоминания дорожных знаков идет более эффективнее, если ребенок «пропускает» знаки через пальцы. При этом работает кинестетический анализатор – один из важнейший для детей дошкольного возраста. Это помогает лучше запомнить знаки, так как здесь работают три вида памяти: слуховая, зрительная и тактильная.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую прием лепки дорожных знаков из пластилиновых жгутов. Предлагаемый вид деятельности позволяет формировать у детей зрительный образ знака. Цветовые вариации помогают детям легче запомнить разные группы знаков. Практически всю работу дети могут выполнить самостоятельно при минимальной помощи взрослого. Полученный результат эстетически и эмоционально привлекателен для детей, так как они сами сделали что-то необычное, полезное.
1.Имитационная игра «Дорожные знаки»
Задачи:
- Воспитывать грамотного пешехода.
- Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения.
- Углублять знания детей о дорожных знаках: предупреждающие, запрещающие, указательные, знаки сервиса.
- Учить детей изображать дорожные знаки с помощью пластилиновых жгутов, замечать и передавать в лепке их характерные особенности.
- Развивать умение анализировать, делать выводы, стимулировать творчество и самостоятельность дошкольников
Коррекционная задача: Развивать кинестетический анализатор, память зрительную, слуховую, тактильную.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество» (лепка), «Безопасность», «Социализация».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная.
Материал: иллюстрации изображения: дороги, тротуара, зданий, трафареты дорожных знаков, магнитная доска, пластилин, стеки.
Ход: – Дети, я приглашаю вас совершить познавательное путешествие по городу. В нашем городе много красивых улиц, и мы сейчас изобразим одну из них. – Посмотрите, у меня на столе есть изображение дороги, парка, зданий.
– Кто расположит дорогу? Что можно расположить рядом с дорогой? Тротуар, сквер, здания.
– А сейчас ребята, мы подошли к самому важному- расставим дорожные знаки.
– Ребята, а как вы думаете, нужны ли светофор, знаки?
Что произойдет если правила нарушать? (Ответы детей)
Воспитатель: Чтоб машины не спешили
Чтоб шел спокойно пешеход
Знаки помогать решили
И дежурят круглый год
Самый малый знак дорожный
Он стоит не просто так
Будьте очень осторожны,
Уважайте каждый знак.
– Какие дорожные знаки вы знаете? (Ответы детей)
– Одна группа знаков расположена на треугольниках с красным окаймлением. Как называются эти знаки? Какие предупреждающие знаки вы знаете? (Ответы детей)
-Другая группа знаков расположена в кругу с красным окаймлением или красным фонам. Это запрещающие знаки. Какие это знаки? (Ответы детей: «Въезд запрещен», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено»).
– Знаки на круге голубого цвета – разрешают движение в указанном направлении. Знаки на голубых квадратах подсказывают о чем-нибудь: о том, где находится переход, подземный переход – указательные знаки. (Дети называют знаки).
– И еще одна группа знаков – голубые знаки с рисунками: ложка, вилка, кровать, палатка, красный крест – знаки сервиса. Назовите их. (Ответы детей).
– А сейчас мы уточним, какие нам нужны дорожные знаки.
– Как вы думаете, в сквере можно ездить на машине? ( Нет)
– Какой поставим знак? ( «Въезд запрещен»)
– Если дорогу перейти нам нужно, какой знак мы должны найти? («Дорожный переход», «Подземный переход»).
– Нам понадобиться медицинская помощь, как узнать где ее найти? ( Нужно найти знак с красным крестом).
При обсуждении воспитатель ставит на доску большие изображения знаков, названные детьми.
– Ребята подходят ли нам эти знаки для нашего изображение улицы? ( Нет, они большие).
– Сейчас мы с вами изготовим объемные дорожные знаки с помощью пластилиновых жгутиков.
– Посмотрите, ребята я уже изготовила знак «Велосипедное движение запрещено». Для этого нам понадобиться пластилин разного цвета, стека, дощечка, картонные заготовки – знаков.
– Когда вы решите, какой знак будете делать, выбираете цветной круг, квадрат или прямоугольник, наносите в середине трафаретом рисунок нужный для этого знака, например как у меня знак «Велосипедное движение запрещено» я сделала рисунок велосипеда (дети используют трафарет если затрудняются), затем берем пластилин нужного цвета и делаем жгут. Какими движениями мы будем это делать? (Катать прямыми движениями вперед – назад).
– Посмотрите, как правильно это надо делать, (делает жгут). Теперь наносим жгут на заготовку знака, располагая его по контуру рисунка, пользуясь стекой, отрезаем лишний кусочек пластилинового жгута, и так изображаем весь велосипед. Берем пластилин красного цвета, раскатываем жгут и наносим его по краю круга, так как это знак запрещающий. И еще один красный жгут накладываем сверху, как–бы перечеркиваем. И вот посмотрите, что получилось – наш знак готов!
– Теперь вы подберите нужного цвета пластилин, форму для своего знака, если понадобится трафарет, скатайте жгутики и сделайте объемный дорожный знак.
В процессе работы детей воспитатель помогает детям, которые затрудняются. По окончанию изготовления знаков дети решают, куда его надо поставить.
Рефлексия.
– Уважаемые, коллеги, интересно ли было вам сегодня создавать знаки таким необычным приемом?
– Считаете ли вы возможным использовать такую работу со своим воспитанниками?