РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

0
1455

Белявцева Лилия Владимировна
Ахновская Любовь Николаевна
воспитатели
Неудачина Елена Алексеевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС №22 «Улыбка»
Старооскольского городского округа

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В современных условиях творческая личность все более востребована обществом во всех областях. Постоянно ускоряющийся ритм жизни требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым новшествам, главным образом осваивать новые знания, огромные потоки информации с пользой для себя и общества. Нельзя не согласиться  со словами великого советского психолога Л.С. Выготского, который   писал, о том что «в окружающей нас действительности творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть толика нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

Творческая личность формируется, безусловно, в детстве. Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. Создание педагогических условий для развития творческих качеств личности является одной из приоритетных задач педагогической практики.

В дошкольном возрасте наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде. Театрализованная деятельность дошкольников не только создает условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, позволяет ребенку вступать в контакты с детьми и с взрослыми, но и развивает творческие способности, способствует самореализации каждого ребенка. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Входя в образы, ребенок играет роли и получает огромное эмоциональное наслаждение.

Для успешного формирования в детском саду творческой активности детей через театрализованную деятельность необходимо создать ряд условий. Первым важным условием развития творческих качеств личности ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Так как развивающая предметно-пространственная среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность, но является основой проявления инициативы и самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной его формой, в нашей группе был оформлен театральный уголок «Теремок сказок». В нем собраны разные виды театров, атрибутов, оборудованы мини-гримерная и костюмерная, имеются в наличии ширмы. Благодаря совместному творчеству педагогов, детей и родителей, материалы уголка постоянно меняются и обновляются. В процессе творческой деятельности дошкольники знакомятся с иллюстрациями к художественным произведениям, которые подобраны, классифицированы и размещены в новом передвижном книжном уголке «Книголандия».

материалы в печатный сборник 

Театрализованную деятельность в нашей группе мы организовываем в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Таким образом, предоставляя детям большую свободу в выборе деятельности, в освоении разных ролей, осуществляется процесс творческой самореализации каждого ребенка. Объединяясь для игры и выбрав свой вид театра, дети имеют возможность самостоятельно планировать игру-драматизацию, при этом иногда полностью менять свой творческий замысел, добавляя новых персонажей, выстраивая свои мизансцены. После разыгрывания знакомых сказок дети стремятся придумывать свои сказки, получая «салат из сказочных персонажей разных произведений». Но предоставление ребенку такой свободы, как одного из условий, не исключает, а, наоборот, предполагает следующее условие – педагогическую поддержку (ненавязчивую, умную и доброжелательную помощь взрослых). По традициям нашей группы в тематический день «Театральная среда» помощь взрослых может включать: обсуждение и подготовку предстоящего спектакля; совместную театрализованную игру со взрослым, как с партнером; разнообразные игровые упражнения: «Прозрачная ширма», «Придумай и покажи», «Узнай эмоцию», мимическую гимнастику, пропевание «сказочных звуков», пластические этюды, разыгрывание мини-сценок и др.

Еще одно, не менее важное условие – сотрудничество с семьями дошкольников. Сотрудничество помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, и вносит в совместную деятельность всех участников образовательных отношений необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.  Такие совместные мероприятия, как «Карусель сказок», «Театральная шляпа», «Сказка «Репка» на новый лад» организованные в нашей группе, способствовали объединению взрослых и детей, выявлению творческих способностей участников и вызывали много положительных эмоций.

Таким образом, театрализованная деятельность увлекает дошкольников с ТНР своей яркостью, красочностью, свободой, динамикой и разнообразием. Она приобщает детей к театру и позволяет раскрыть творческий и духовный потенциал каждого ребенка.

Список литературы:

1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991 г. – 93 с.

2.Карачарова И.А. «Формирование социально-личностной компетентности средствами театрализованной деятельности». /Дошкольная педагогика. 2013, №5, стр.33-40.

 

 

*******

Этот материал был представлен на  региональной научно-практической конференции «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь