РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВОГО ТЕАТРА

0
265

Кондратьева Наталья Вячеславовна
воспитатель
МБДОУ ДС № 72 «Акварель»
Старооскольского городского округа

 

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВОГО ТЕАТРА
методические рекомендации по использованию и изготовлению пальчиковых театров

 

Пальчиковый театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающий мир.  Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности. Театрализованные игры создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Он способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковый театр незаменим для работы с детьми с особенностями развития. Игры с маленькими героями позволяют стимулировать речевую активность, так как вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки.

Уникальность пальчикового театра состоит еще в том, что это авторские творения ручной работы. Пальчиковые куклы, сделанные с душой, и несут в себе творческую энергию, которая способна передаваться тому, кто держит их в руках.

Рекламное сообщение

Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является пальчиковая театрализованная деятельность. Она выступает эффективным средством речевого развития детей. Главный принцип интегративность, в соответствии с которым театрализованная деятельность включается в целостный педагогический процесс.

В педагогической практике современного детского сада применяется систематизированный план по внедрению разнообразных пальчиковых театров. В основу, которых положен принцип постоянного наращивания трудности в пальчиковых театральных играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же театральной игры, поэтапное внедрение игр. Четко обозначены направления работы в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать речевые способности детей, коммуникабельность, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей, делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Целью использования театрализованной деятельности на занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и повышение мотивации на устранение собственных речевых дефектов.

С помощью пальчикового театра можно решить целый ряд важных задач обучения:

  • формировать диалогическую, эмоционально-насыщенную, выразительную речь;
  • стимулировать активную речь за счет расширения словарного запаса;
  • расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие;
  • совершенствовать артикуляционный аппарат;
  • способствовать развитию внимания, памяти;
  • развивать ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
  • повышать работоспособность, тонус коры головного мозга;
  • стимулировать кончики пальцев, движение кистями рук;
  • знакомить с народным творчеством;
  • передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

Пальчиковые театральные игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти эмоциональны и увлекательны. Они способствуют развитию активной речи ребенка, творческой деятельности, коммуникабельности. В ходе игры, дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. А пальчиковый театр помогает им в этом. Ребенок, будь он зрителем или исполнителем самой главной роли, вступает с героями спектакля в эмоциональный контакт, переживает вместе с ними. Театров бесчисленное множество. Вот несколько театров, которые можно сделать своими руками и вместе с детьми. К ним относятся: театр игрушек-топотунчиков, кукол из варежек, кукол из перчаток, плоскостные куклы и др.

Театр игрушек-топотунчиков. Игрушки для этого театра вполне самостоятельно могут делать дети старшего дошкольного возраста. Такие игрушки имеют подвижные ножки или задние лапки и могут шагать, плясать, прыгать, причем каждый их шаг самостоятельно озвучен. Отсюда и название – «топотунчики».

Театр кукол из варежек и перчаток. Для изготовления кукол для такого театра понадобятся варежки и перчатки, а также разноцветные нити, пуговицы, бусины, вата или поролон. Игрушка из варежки надевается на руку и приходит в движение при повороте руки. Действие развивается на ширме (в этом случае рука спрятана за ширмой) или без ширмы.

Варежка может служить головой персонажу, большой палец варежки – большим или маленьким носом. Дополнительные детали – уши, волосы, косички, рот, глаза, шапочка. Они появляются в связи с выбранным персонажем. Также варежка может служить кукле туловищем. Тогда к варежке пришиваются голова, лапки, крылышки, а большой палец варежки служит кукле хвостиком, который активно действует.

Для такого театра кукол можно использовать перчатки. Как и куклы из варежек, куклы из перчаток тоже могут быть самыми разнообразными по способу их изготовления. Готовая головка пришивается к среднему пальчику перчатки, на границе кисти руки и запястья пришивается хвостик. Глаза и носик – бусины или пуговки, усы – короткие пучки ниточек или мягкая проволока. Перчатка с закрепленной на ней головкой и хвостиком надевается на руку. Средний палец чуть подгибается под ладонь, он управляет головой игрушки, остальные пальчики играют роль лапок.

Театр кулачковых кукол. Куклы такого театра интересны тем, что у них очень подвижная голова, и это может выглядеть даже комично: голова вращается на 360°, шея втягивается и вытягивается на всю длину палочки, на которую прикреплена голова игрушки.

Театр головок. Если надеть на палец кукольную головку, снабдить ее речью и движениями, то получится мини-кукольный театр, артисты которого могут исполнять самые необычные роли и будут послушны каждому движению руки.

Взяв шарик для пинг-понга или кусочек поролона (пенопласта) можно изготовить самую простую театральную куклу, а точнее – головку-куклу. В шарике от пинг-понга прорезаем дырочку для пальца, выравниваем ее изнутри, придавая круглую форму. Ладонь или указательный палец вашей руки станет тельцем куклы, большой и средний пальцы – ее руками. Двигаться, произносить фразы кукла будет с вашей помощью. Кукла может читать, водя носом по строчкам раскрытой книги, и перелистывать страницы. С ней можно поиграть в прятки, она поможет увидеть необычное на прогулках. С ней ребенку не так грустно одному, с куклой можно поговорить, а можно лечь спать.

Театр коробочек. Для этого театра можно использовать различные коробочки. На них наклеиваются лица героев или выдуманные рисунки детей.

Театр плоскостных кукол. Плоскостная кукла из картона. Внизу вырезается два круга для пальцев. Ребенок, двигая пальцами, управляет куклой.

Театр на ножке. К плоскостной кукле из картона приделываем палочку – ножку. Ребенок управляет куклой с помощью этой ножки.

Пальчиковый театр. На каждый пальчик шьется отдельная игрушка из ткани. Надевая такие игрушки на пальцы, ребенок самостоятельно играет роль всех героев.

Конусный театр. На сделанный из картона конус приклеивается плоскостная кукла. Надевая конус на пальчик, ребенок управляет куклой.

В результате планомерной и систематической работы с детьми по развитию мелкой моторики с помощью пальчикового театра увеличивается объём и темп движений пальцев рук, исчезает двигательная неловкость, улучшается переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. Дети учатся свободно выполнять сложные манипуляции с предметами, правильно держать карандаш.

Можно отметить, что создание оптимальных условий применения игровых средств, для развития мелкой моторики у детей позволяет находить новые пути и методы активизации речи, что, в свою очередь, создает базу для качественного обучения дошкольников в школе.

Литература:

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детских садах. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.
  2. Кошманская И.П. Театр в детском саду – Ростов Н/Д: изд-во «Феникс» 2004. – 320 с.
  3. Туфкрео Р. Коллекция идей. – Линка-Пресс Москва 2004. – 189 с.

 

*******

Этот материал был представлен на  региональной научно-практической конференции «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь