Повышение мотивации к познанию окружающего мира у старших дошкольников в летний оздоровительный период

0
1144

Хохлова Антонина Викторовна
Грачева Лада Владимировна
Коровенко Наталья Владимировна
воспитатели
МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»
Староосокльский городской округ

 

Материал размещен в рамках Всероссийского летнего образовательного очно-заочного форума «Лето – это маленькая жизнь»

 

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ПОЗНАНИЮ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

 

Одной из главных задач дошкольного образования является не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно важно сформировать у дошкольников естественнонаучные представления об окружающем мире, то есть заложить у детей фундамент миропонимания. Первостепенное значение для развития личности ребенка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)

Рекламное сообщение     

Летний оздоровительный период – благодатная пора для ознакомления с природным окружением в его естественном состоянии. Дошкольники летом проводят на свежем воздухе в хорошую погоду до 8 часов. Вся образовательная деятельность детей переносится на участок детского сада, который ограничен определенной территорией, предназначенной одной группе. Такая условно ограниченная площадь позволяет воспитателю создать безопасные условия пребывания детей на прогулке, но с другой стороны, скудность размещенных на участке группы природных объектов для наблюдения и исследования заставляет педагогов подбирать такие методы и приемы, позволяющие повысить мотивацию у дошкольников к проявлению любознательности и поисковой активности. Календарно-тематическое планирование строго регламентирует проведение режимных моментов, организованной и самостоятельной образовательной деятельности. Опытные педагоги не испытывают трудности в организации детского досуга, а вот молодые педагоги очень часто испытывают трудность в планировании увлекательной детской деятельности и поэтому предоставляют детям возможность самостоятельно организовывать игры и познавательные исследования.

Бессистемность и неорганизованность познания окружающего мира во время летних прогулок приводит к искажению восприятия нового познавательного материала, к неправильному трактованию тех или иных событий и явлений.

Продуманная мотивация ежедневной детской деятельности начинается в утренние часы, когда воспитатель задает дошкольникам проблемные вопросы, или создает проблемную ситуацию, или небольшим художественным произведением озадачивает детей, на решение которых дошкольники могут потратить не только утреннюю прогулку, но целый день, проводя совместные исследования и наблюдения в природе.

Проблемный вопрос может таиться в интересной картинке, в видеосюжете, в необычной фотографии или в прямом вопросе воспитателя. Например, у насекомых 3 пары ножек – так ли это? А пауки тоже насекомые?

Такие проблемные вопросы вызывают у дошкольников старшего возраста желание проверить так ли это на прогулке. Воспитатель предупреждает детей о том, что насекомых или пауков в руки брать нельзя, их надо рассматривать в естественном состоянии. Причину такого предупреждения воспитатель видит в хрупкости лапок, ножек и тельца животного, а не в боязни, что его кто-то укусит. Ребенок должен бережно относиться к природе из чувства уважения и любви, а не боязни перед неизведанным. Понаблюдав за насекомыми и пауками, воспитатель предлагает зарисовать их. Уместно вспомнить художественное произведение К. Чуковского «Тараканище», поиграть в подвижные игры «Жучки и паучки». Так, нанизывая одни представления детей на другие, обогащаются знания о насекомых и паукообразных, об их взаимосвязи с окружающим миром. При этом дошкольники самостоятельно выводят правила поведения с ними.

  Прежде чем планировать и проводить природоведческие наблюдения и исследования воспитатель обязан обладать научными знаниями об окружающем мире и не допускать таких широко распространенных среди воспитателей выражений: «К животному миру относятся животные, птицы, рыбы и т. д.». То есть, по мнению таких педагогов птицы и рыбы не относятся к животным. Царство животных подразделяется на классы: млекопитающие или звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, насекомые, паукообразные и т.д.

Педагог может создать проблемную ситуацию. Примеры таких ситуаций: «Летает, а не птица», «Охота на погоду», «Десять прикосновений», «Зоологический балет» и другие.

Особый интерес у дошкольников вызывают экоконверты. Перед прогулкой воспитатель разделяет всех детей на небольшие подгруппы по 3-4 человека и раздает каждой подгруппе экоконверт с заданием, который нужно расшифровать и выполнить. В конце прогулки все дети рассаживаются на полянке на большое покрывало кругом и рассказывают о своих поисках решения вопроса. Вопросы действительно загадочные: найдите 5 признаков пребывания человека на участке; найдите пять предметов, похожих на солнце; найдите пять предметов, пригодных в пищу птицам и т.п.

Художественные произведения так же таят в себе какую либо проблему. Например, стихи-загадки о цветах. А где растут такие цветы на участке? Найдем отгадки.

Чтобы добиться успехов в познавательной деятельности дошкольников в летний оздоровительный период нужно запастись терпением и научно обоснованными знаниями, почерпнуть которые можно в многочисленных литературных источниках и интернете.

 

Посмотреть участников форума и скачать сертификаты – ЗДЕСЬ

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь