Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности, подготовленной совместно с родителями

0
1000

Паршуткина Антонина Николаевна
Проскурина Елена Васильевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 61 «Семицветик»
Старооскольского городского округа

 

МАСТЕР-КЛАСС «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДГОТОВЛЕННОЙ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ»

(РУССКИЕ ОБРЯДОВЫЕ ТРАДИЦИИ)

Самым популярным и увлекательным направлением в детском возрасте является театрализованная деятельность. В театрализованных играх дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно такая игра, которая проводится совместно со взрослыми, прививает детям устойчивый интерес к родной культуре, дает им внутренний комфорт, раскованность, легкое общение. Но какая же игра без кукол? Чем больше кукол, тем веселее и интереснее играть, а особенно если эта кукла сделана самим ребенком или вместе со взрослым. Куклы-самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность. Расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом.

В нашем детском саду сложилась традиция – устраивать театрализованные представления, основанные на русских обрядах: колядки, Масленицу, встречу весны или «Сороки» и другие.  И сегодня мы с вами превратимся в волшебников, попробуем создать кукол и принять участие в колядках, а также встретить весну. Предлагаем вам окунуться в мир детства, проявить свое творчество и фантазию.

Мастер-класс по изготовлению куклы-козы.

материалы в печатный сборник 

Коза была символом плодородия и жизненной силы, которую коза должна была принести хозяевам дома, их земле, скотине.

Теперь мастер-класс, как сделать куклу Козу, которая поможет вам провести колядование. Для этого понадобятся: шерстяные нитки, две деревянные палочки, кусочки ткани, ленты, нитки, колокольчики, проволока.

  • Две деревянные палочки связать крестовиной.
  • С помощью проволоки скручиваем рога.
  • Обматываем рога нитью по спирали до конца, затем обратно.
  • Крепим рога к палочке.
  • Поверх одеваем пучок ниток, формируя голову. Перевязываем крестом на шее и под перекладиной.
  • Рога плотно закрепляем повязкой к голове.
  • Платье делаем из одного лоскута, делаем надрез для головы, завязываем на талии.
  • Обязательно делается борода. Небольшой пучок ниток обматываем вокруг шеи и, спустив спереди длинной бородой, привязываем к поясу.
  • Украшаем колокольчиками, бусами, лентами. На поясе можно повесить мешочки с солью и зерном.
  • После того, как изготовили куклу, предлагаем обыграть ее.

Колядки — самый что ни на есть традиционный святочный обряд. Детям и взрослым всегда интересно поучаствовать в таких действах.

«Колядки»

Колядующие (стучат в окошко): Господин, господа, господинова жена, двери отворите и нас одарите! Пирогом, калачом или чем-нибудь еще!

Хозяин и хозяйка (куклы), несут корзинку с гостинцами.

1-й колядовщик:

Коляда, коляда!
Ты подай нам пирога,
или хлеба ломтину,
или денег полтину,
или курочку с хохлом,
петушка с гребешком!
Отворяйте, хозяева, сундучки,
вынимайте пятачки!

2-й колядовщик:

Коляда, коляда, кто не даст пирога, мы корову за рога,
кто не даст пышки, мы тому в лоб шишки,
кто не даст пирожок, тому шею на бочок.

3-й колядовщик:

Не дашь мне ватрушки — получишь по макушке!
Не дашь пирога — уведу корову за рога!

4-й колядовщик:

Ты, хозяин, не томи, поскорее подари!
А как нынешний мороз не велит долго стоять,
велит скоро подавать:
либо из печи пироги, либо денег пятачок, либо щей горшок!

Появляется колядовщик с «козой» (это или ряженая — на ней тулуп мехом наружу (вывернутый наизнанку), на лице маска козы с рожками, с бородой из пакли, на руках яркие варежки, на ногах валеночки, или живая коза, или сделанная коза-кукла).

Колядовщик с козой (ведущий):

Мы не сами идем — мы козу ведем.
Где коза ходит, там жито родит,
где коза хвостом, там жито кустом,
где коза ногою, там жито копною,
где коза рогом, там жито стогом (коза все это показывает).

Ведущий: Идет в гости коза, к вам коза-дереза.
Идет коза рогатая, идет коза богатая.
Ходила коза по темным лесам,
по сырым борам, устала. (коза падает).
Хозяин с хозяюшкой спрашивают колядовщиков: Что же вашей козочке надо?
Что же она любит?

Ведущий: А нашей козочке немного и надо:
ведерко гречки на перепечки
да горшок овса на коней хвоста.
Решето овса, поверх него колбаса.
Три куска сала, чтоб коза встала!

Хозяева одаривают козу мешочком с гостинцами. Коза вскакивает и начинает танцевать, все водят вокруг нее хоровод.

Игра «С козой» (Все поют, выполняя движения).

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
и ножками потопаем, потопаем, потопаем, коза.
Все: Даруй лето счастливое сего дома господину!

Мини-постановка «Встреча весны. Сорок сороков».

Звучит русская народная музыка, ведущие играют на ложках.

Ведущий:

Сороки – древний праздник на Руси. Хозяйки пекли из ржаной и овсяной муки сорок шариков, а затем каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, заклиная мороз:

Мороз-Красный нос,
Вот тебе хлеб и овёс,
А теперь убирайся
Подобру-поздорову!

В народе говорили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт совсем. И тогда прилетят сорок сороков птиц, весну на крыльях принесут.

Ведущий:

Наступила Весна-красна! Так весну назвали, потому что она красивая и все ей радуются. Отступила холодная зима. Солнышко поднимается выше и греет всё лучше. Прилетели из дальних краёв перелётные птицы. В старину люди верили, что весна потому и наступает, что её из далёких краёв приносят птицы.

А давайте мы с вами сделаем птиц, чтобы тоже встретить весну (участники изготавливают птиц из картона и цветной бумаги)

Участник 1: Жаворонки, жаворонки,
Прилетите!
Весну-красну
Принесите!
Зиму холодну
Унесите!

Участник 2:

Мы летим, летим, летим,
Крылышками машем.
Прилететь скорей хотим
К милым рощам нашим.

Участник 3:

Мы летим издалека,
Утомились птички.
Посидим у ручейка
И попьём водички.

Участник 4:

Вот он, вот он край родной,
Милая сторонка.
Прилетели мы домой
И запели громко. (Пение птиц)

Ведущий: А теперь, честной народ, становись-ка в хоровод (участники становятся к карусели)

Песня: «Весну ждали».

Закличка весне.

Приди к нам, Весна, с радостью,
С великою к нам милостью!
С рожью зернистою,
С калиною-малиною,
С чёрною смородиною.
С грушами-яблоками,
Со всякою садовинкой.
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой.

Все: Весна, приди! Весна, приди! Весна, приди!

Ведущий:

В гости к нам пришла Весна
И в подарок принесла
Лучик солнца золотой,
В поле цветик голубой,
Песню звонкую ручья,
В роще трели соловья!

Таким образом, очевидно, что театральная деятельность способствует развитию у детей творческих, интеллектуальных и музыкальных способностей, навыков общения, дружелюбия, доброты, умения импровизировать.

 

*******

Этот мастер-класс был показан на  региональной научно-практической конференции «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь