Батаговская Наталья Николаевна
Малявина Наталья Николаевна
воспитатели
МБДОУ ДС №27 «Берёзка»
Старооскольского городского округа
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Это односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах.
Один из методов развития связной речи детей – «мнемотехника».
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Проанализировав все проблемы и причины недоразвития связной речи в нашей группе, наметилась цель кружковой работы: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, посредством использования мнемотехники.
Особое место в нашей работе с детьми старшего дошкольного возраста занимает использование мнемотаблиц.
Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
В качестве условных заместителей (элементов таблицы) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы), планы и условные обозначения, используемые в них, контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
Работа с применением приема мнемотаблиц состоит из нескольких этапов:
- Рассматривание таблиц, схем и разбор изображенного.
- Перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.
- Пересказ или рассказывание с опорой на символы (образы), то есть происходит отработка метода запоминания.
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по картине. Остановимся на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картине «Зимние забавы».
Рассказывание состоит из 3-х этапов:
- – выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
- – определение взаимосвязи между ними;
- – объединение фрагментов в единый сюжет.
Мы все понимаем, что заучивание стихотворений (чистоговорок, скороговорок, считалок, загадок) для ребёнка приносит огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память. Для лучшего запоминания ребёнку достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту.
1.Чистоговорка «Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов»
2.Загадка «Один вход, три выхода» – рубашка
3.Загадка «Сидит дед во 100 шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает» -лук
4.Считалка «Стакан, лимон, выйди вон, стакан воды, выйди ты»
- Стихотворение «Белая берёза»
Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка с взрослым. Если на начальном этапе работы даём готовые схемы, то на следующем – коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты.
1.Скороговорки «6 мышат в камышах шуршат», «Саша шапкой шишку сшибла», «Наша Маша под душем мыла шею».2. Пересказа рассказа Л. Толстого «Косточка».
В результате использования мнемотаблиц:
У детей расширился круг знаний; появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появился интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас повысился; дети преодолевают робость, застенчивость.
Таким образом, использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.
Все, что требуется для работы – это листок бумаги, фломастеры и немного фантазии. А ее у педагогов не занимать.
Список литературы:
- Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей».
- Глухов В.П., «Формирование связной речи детей дошкольного возраста»
- Ворошнина Л.В., «Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста». Ж-л, Дошкольное воспитание», 1991г., № 2,3,4.
- Ткаченко Т.А «Использование схем в составлении описательных рассказов». Ж-л «Дошкольное воспитание», 1991г., №10