Активные методы обучения на методических объединениях

0
48

Кулакова Галина Владимировна
заведующий
МДОУ «Сергиевский детский сад»
п. Красная Яруга, Краснояружский район
 Белгородская область

 

 

 

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
НА МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

 

Рассматривая образование как решающий фактор социально-личностного развития ребенка, российское общество ныне предъявляет к педагогам высокие требования, как в личностном, так и в профессиональном плане; поэтому проблема постоянного совершенствования профессиональной подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений является в настоящее время особенно актуальной.

Рассмотрим несколько примеров использования активных методов обучения воспитателей.

  1. метод «Свеча»

Цель: создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению.

Ведущий: начать встречу мне поможет свеча. Дети нашего детского сада встают в круг, передают свечу из рук в руки, говорят друг другу добрые слова и пожелания, заряжаются положительной энергией на весь день. Так и мы с вами, свеча – камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча настраивает человеческую душу. Этот маленький огонек олицетворяет добрые эмоции и тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого. Принимая и передавая свечу, почувствуйте это. (Участники передают зажженную свечу из рук в руки, говорят друг другу комплименты и пожелания.)

Использование этого и аналогичных упражнений во водной части позволяет формировать чувство принадлежности к группе, позитивное отношение к своему «Я», развивать чувство эмпатии. Кроме того, побывав «внутри круга», прочувствовав эффективность этих упражнений, педагоги в дальнейшем используют подобные приемы и в своей практике взаимодействия с другими участниками образовательного процесса: родителями, детьми и воспитателями.

  1. Метод «Шесть шляп Эдварда де Боно»

Цель: сделать занятия более эффективным и разноплановым.

Ведущий. Сейчас мы увидим занятие, после которого вам необходимо высказать собственное мнение. Предлагаем провести анализ занятия по методу шести шляп Эдварда де Боно, который утверждает, что в процессе мышления мы одновременно решаем множество задач, пытаясь быть объективными, конструктивными, эффективными.

По методу де Боно, каждому типу мышления соответствует определенного цвета шляпа: красная – эмоции, интуиция, чувства; черная – скепсис, критический настрой, сомнение в правоте и правильности, осторожность; желтая – оптимизм, вера в успех, поиск преимуществ; зеленая – творчество, спонтанность, поиск альтернативных решений, генерация новых подходов, творческий риск; белая – факты, объективная информация, цифры; синяя шляпа – системное мышление, организация творческого процесса, составление программы, обдумывание проблемы, проверка и анализ результатов, перспективное планирование с учетом полученных итогов.

Ведущий раздает педагогам картонные шляпы разного цвета и предлагает осознать, в каком цвете они должны осуществить анализ занятия, сформулировать, образно говоря, «цветную» точку зрения.

Метод шести шляп Эдварда де Боно позволяет пользоваться моделями мышления как инструментом эффективной творческой деятельности, использовать отдельный аспект мышления, который дополняя остальные пять, создает объемную, целостную картину. В итоге достигается обратная связь с педагогами, выделяются самые эффективные моменты занятий, закрепляется положительный эмоциональный настрой.

  1. Тренинг – игра «Ораторы – Оппоненты- Эксперты»

Цель: выявить различные точки зрения на проблему, раскрыть основные пути ее решения.

Участникам при входе в зал предлагается взять карточку определенного цвета в соответствии с предварительно выбранным суждением: считаю традиционные формы работы оптимальными и эффективными; в педагогической деятельности использую преимущественно новые технологии и идеи, отражающие мою точку зрения; я сторонник сочетания традиционных форм работы и инноваций в педагогической деятельности.

Ведущий. Уважаемые коллеги! Мы с вами собрались обсудить проблему взаимодействия семьи и ДОУ. Чтобы выявить все многообразие аспектов этой проблемы, предлагаю провести психологический тренинг – игру «Ораторы-Оппоненты – эксперты».

Вы знаете, что психологические игры призваны перенести человека в необычную игровую ситуацию. Внимание! Выбирайте одну из ролей:

ПерваяОратор – тот, кто выдвигает некое суждение, теоретически обосновывая его;

ВтораяОппонент – тот, кто отстаивает свое мнение, противоположное высказыванию Оратора;

Третья Эксперт – тот, старается привести противоположные суждения к единому знаменателю, выискивает точки соприкосновения различных мнений, проводит экспертизу этих высказываний.

По ролям нам помог распределиться мини-тест: тот, кто выбрал первое суждение, становится Оратором, второе – Оппонентом, третье – Экспертом.

Мы предлагаем следующий регламент: на обсуждение вопроса в группе отводится до 1 минуты, выступающему от группы тоже 1 минута.

Вопросы для дискуссии:

  1. Кому принадлежат приоритеты в воспитании ребенка: семье или детскому саду?
  2. Чем обусловлена актуальность темы взаимоотношений педагогов и родителей: внутренними потребностями педагогов ДОУ или управленческими решениями?
  3. Что на современном этапе более приемлемо: работа с родителями или взаимодействие с родителями?

Ведущий. Подведем итоги. Мы обсудили различные аспекты проблемы взаимодействия семьи и детского образовательного учреждения. Просим высказать свое мнение.

Каждое методическое объединение вносит в наше взаимодействие что-то новое, свое, особенное. На встречах право каждого – быть самим собой, выражать свой взгляд и мысли, передавать опыт, которые в итоге помогают повысить качество образовательного процесса.

 

материалы из летнего сборника

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь