ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖЛИВОСТИ И ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Ведерникова Марина Леонидовна, Коренная Алла Федоровна, Забородская Светлана Николаевна

воспитатели МБДОУ ДС № 42 «Малинка»  г. Старый Оскол

       ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖЛИВОСТИ И ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

       Материал прислан для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Реализация бережливых технологий в деятельности дошкольных образовательных организаций»

    «Бережливое производство» сегодня внедряется во все сферы работы: промышленность, банковское дело, здравоохранение и т.д. Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического «бережливого» воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети стихийно включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, непроизвольно овладевая первичными экономическими знаниями на начальном уровне. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки. Воспитание бережливости у детей невозможно осуществлять без освоения финансовой культуры.

    Бережливость – это нравственное качество личности, характеризующее заботливое, бережное отношение людей, к материальным и духовным ценностям, к собственности.

Рекламное сообщение

       Средний дошкольный возраст предназначен для подготовки ребенка к воспитанию основ осознанной бережливости и экономности с участием взрослого. Дошкольнику 4-5 лет достаточно научиться беречь свои игрушки, книжки. Бережное отношение к ним легко формируется потому, что эти вещи дороги ребенку, так как они ему необходимы в играх, потому что их подарила мама и т. д. Когда же игрушка поломалась, в группе открывается «Ремонтная мастерская игрушек», «Книжкина больница». И дети, с увлечением, помогают педагогам и родителям, выполняя посильную работу.

      Детей также интересует вопрос: откуда игрушки появились? Педагоги знакомят детей с рукотворным миром: производством игрушек, одежды, обуви, мебели и т. д. Все эти понятия дети приобретают в дидактических играх, упражнениях «Выбери подарок на день рождения», «Что ты купишь в магазине?», «Кому что?», «Где продают и покупают?» и другие.

     Все предметы рукотворного мира производят люди разных профессий в мастерских, на заводах и фабриках. Через игры «Кому что нужно для работы», «Откуда рубашка пришла?», «Хлеб всему голова» и другие дошкольники знакомятся с профессиями и той продукцией, которую они производят. В среднем возрасте закладывается фундамент бережливого сознания и финансовой культуры. Основные понятия финансовой культуры способны воспринять дошкольники старшего возраста, у которых также воспитывается рациональная бережливость.

    Погружение дошкольников в финансовую культуру происходит одновременно с воспитанием у ребенка рациональной бережливости. Но недостаточно постоянно напоминать ребенку о бережном обращении с вещами, деньгами, необходимо научить его правильно вести себя в той или иной экономической ситуации, просчитывать результаты от своих поступков.

    Чтобы обучение не превратилось в назидание, педагоги в своей деятельности используют дидактические игры и упражнения, проблемные игровые ситуации, готовят атрибуты к сюжетно-ролевым играм экономической направленности. Вопросы финансовой грамотности тесно переплетались с нравственным аспектом – воспитанием бережливого сознания у дошкольников в процессе игровой деятельности.

      Играя, дети не подозревают, что усваивают новые знания, овладевают умениями и навыками финансовой культуры и бережливости. В работе с детьми педагоги используют народную мудрость пословиц, поговорок, а также  русских народных сказок, где в небольших по объему фразах вмещается глубокий и точный смысл правильных жизненных поступков, проверенных веками. Постепенно у детей выстраивается последовательная цепочка экономических понятий и закономерностей: у человека существуют определенные потребности в пище и вещах, которые человек производит трудясь, за который он получает деньги, составляющий доход семьи, оплачивает приобретение товаров и услуг (расход). Погружая дошкольников в мир финансовой грамотности, педагоги упражняют детей в собственной бережливости как в группе, так и в домашних условиях, используя дидактические игры: «Бережливая капелька», «Полезные приборы», «Сортировщик» и другие.

      Создав в группе проблемную ситуацию «Я могу помочь семье сберечь семейный бюджет?», дети сами определяют свои бережливые действия: экономить воду, электроэнергию, газ.

      В подготовительной к школе группе дошкольники знакомятся многообразием монет и банкнот, изучают возможности сохранения и преумножения сбережений в банках. Большое внимание педагоги уделяют рекламе товаров и услуг, которая играет важную роль в распространении произведенных человеком товаров.

    Если дети старшего возраста оценивают бережливость материальных благ: воды, электроэнергии, газа и тепла, то с дошкольниками подготовительной группы можно говорить уже и об экономии времени. Сюжетно-ролевая игра «Наведем порядок» поможет дошкольникам познакомиться с еще одним источником бережливости: если все лежит на своих местах – не тратится время на поиски необходимой вещи, игрушки. Отсюда и название темы «Делу время, потехе – час».

    Дети, с помощью педагога, составляют «Правила бережливого дошкольника». Каждое правило, можно нарисовать в виде карточки и сделать дидактическую игру «Правильно – не правильно», с помощью которой упражняться в формировании бережливого сознания.

    Но какая бы не была зависимость человека от материальных ценностей, важнее денег может быть только милосердие и доброта человеческой души. В конце учебного года можно предложить старшим дошкольникам участвовать в благотворительной акции «Подари игрушку малышу», когда дети с разрешения своих родителей дарят малышам свои игрушки.

     С переходом к школьному обучению у детей возникает потребность в проявлении новых качествах личности: дисциплинированности, сознательности, организованности, требовательности к себе и другим. Поэтому воспитание финансовой культуры, бережливости, ответственности, деловитости, заложенные в детском саду, является необходимым условием успешной учебной деятельности и активной школьной жизни.

 

Список источников:

  1. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под ред. Е. А. Курака. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 58 с.
  2. Лунева Г. Играем в экономику // Дошкольное воспитание, 2003. – №10. – с. 51-53.
  3. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: учебно-методическое пособие/ А. А. Смоленцева.- СПб: Детство-пресс, 2002. – 176 с.
  4. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников: Учеб. – метод. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 256 с.

 

Акции партнеров

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь