Использование этюдов на выразительность эмоций, мимики и жестов для успешной постановки детского спектакля

0
3033

Денисова Аида Бахаддиновна
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС № 31 «Журавлик”
Старооскольского городского округа

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТЮДОВ НА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЭМОЦИЙ, МИМИКИ И ЖЕСТОВ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ПОСТАНОВКИ
ДЕТСКОГО СПЕКТАКЛЯ

 

Степень эмоциональной отзывчивости выражается в характере проявления эмоций. Эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры. Они – отражение индивидуальности человека, его внутреннего состояния: радости, горя, гнева, страха, стыда, восхищения, презрения и т. д. Эмоции сопровождаются более или менее заметными внешними проявлениями.

Любой эмоциональной реакции присущи невербальные средства проявления. Это выразительные движения рук, жесты, мимика, пантомимика. Мимика – выразительные движения мышц лица. Мимика без слов говорит об определённых чувствах и настроении. Мимика бывает живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной. Жесты – бывают условными, указывающими, подчёркивающими, ритмичными, показывающими и эмоциональными. Пантомимика – это осанка и поза, которые играют важную роль в облике ребёнка.

Отрицательные эмоции съёживают его фигуру, положительные – наоборот, распрямляют плечи, поднимают голову, делают движения свободными, раскованными и выразительными. Осанка формируется из положения головы и туловища. Дети с бедной пантомимикой не в состоянии чётко выразить своё эмоциональное состояние, они возможно и сами не улавливают, что им сообщается бессловесным образом. Это затрудняет процесс коммуникации.

Рекламное сообщение

Мы обратили внимание, что детям трудно даются задания, целью которых было изображение образов животных или знакомых сказочных персонажей с помощью невербальных средств общения. При создании игрового образа дети пользовались примитивными характерными жестами, забывая о мимике и пантомимике. Даже когда дети старались изобразить тот или иной образ, движения их были скованными, угловатыми, однообразными. Поэтому, я поставила перед собой цель развивать у детей невербальные средства выражения эмоций. Работу над развитием невербальных средств выражения эмоций ведём в трёх направлениях.

  1. Работа над жестами. 2. Работа над мимикой. 3. Работа над пантомимикой. Вся эта работа проводилась в форме игр, этюдов и упражнений. Ведь этюды – это своеобразная школа, где дети постигают основы актёрского мастерства.

Непосредственно описание и методику использования этюдов на развитие эмоций, мимики и жестов мы взяли из методического пособия М. Чистяковой «Психогимнастика» и многих других книгах.

Этюд «Изобрази жестом»

Цель: развитие выразительности жестов, движений, мимики.

Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог: «высокий», «маленький», «там», «я», «до свидания», «здравствуй», «нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда», «тише» и др

Этюд «Глухая бабушка»

Ребенок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог), которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Саша?» (называет имя любого ребенка), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?», «Где мама?» и т.п. ребенок жестами отвечает.

Этюд «Тише»

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детям предлагается так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу: «тише!».

Этюд «В магазине зеркал»

Ситуация. В магазин зеркал вошла девочка Маша, увидела себя в зеркало и топнула ногой – отражение ответило ей тем же. Затем строила различные гримасы. Детей разбить на пары, одному из них отвести роль зеркало. Задача состоит в том, чтобы второй ребёнок с точностью повторял всё, что показывает первый.

Игры на развитие выразительной мимики имеют определённую цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

«Соленый чай», «Ем лимон», «Сердитый дедушка», «Лампочка потухла, зажглась», «Грязная бумажка», «Тепло-холодно», «Рассердились на драчуна», «Встретили хорошего знакомого», «Испугались забияку», «Умеем лукавить (подмигивание),

Игра – пантомима «Угадай, кого покажу»

Цель: развитие пантомимических навыков, умения отождествлять себя с заданным персонажем.

Педагог предлагает детям разделиться на две команды: одни дети изображают, а другие угадывают. Пантомимически передавая характерные особенности, иногда, помогая голосом, дети показывают щенка, петуха, мышонка, собаку, пчелу, кошку, лягушку. Затем дети меняются.

Загадки – пантомимы:

в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке; отгадать профессию (по характерным движениям и позе); отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке самолёте, поезде и пр.); отгадать, какая на улице погода; определить по походке прохожего (балерина, солдат, очень старый человек, манекенщица, человек, которому жмут ботинки, и т.д.)

Показать (руками или пальцами):

  • Стой на месте!
  • Идём со мной!
  • До свидания!
  • Давай, помиримся.
  • Я тебя люблю!
  • Я боюсь.

Дети, овладев на должном уровне невербальными средствами, использовали эти умения при выборе персонажа и выразительных средств, с помощью которых он будет создавать свой игровой образ. Это ярко проявилось в работе над сказками: «Теремок», «12 месяцев», «Золушка», «Муха-Цокотуха», а также на различных праздниках для детей. Дети без особого труда быстро и правильно находили те характерные и выразительные средства, с помощью которых они передавали характер и образ своего персонажа.

Для постановки спектаклей большое значение имеет выбор литературного произведения, который ложится в основу сценария будущей пьесы. Незаменимой в этой работе стала книга Светланы Мерзляковой «Театрализованные игры», в которой представлено большое количество театрализованных игр, начиная с малых форм (этюды, диалоги, инсценировки) и заканчивая спектаклями. Очень удобно ещё и то, что к каждой инсценировке уже подобран музыкальный репертуар.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи и интонационный строй. Театрализованные игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Список литературы:

  1. Мерзлякова, С.И. «Театрализованные игры: методическое пособие / Светлана Мерзлякова». – Москва: Обруч, 2012. – 151 с.
  2. Чистякова, М. И. Психогимнастика  / Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.

 

 

*******

Этот материал был представлен на  региональной научно-практической конференции «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь