Денисова Аида Бахаддиновна
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС № 31 «Журавлик”
Старооскольского городского округа
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТЮДОВ НА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЭМОЦИЙ, МИМИКИ И ЖЕСТОВ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ПОСТАНОВКИ ДЕТСКОГО СПЕКТАКЛЯ
Степень эмоциональной отзывчивости выражается в характере проявления эмоций. Эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры. Они – отражение индивидуальности человека, его внутреннего состояния: радости, горя, гнева, страха, стыда, восхищения, презрения и т. д. Эмоции сопровождаются более или менее заметными внешними проявлениями.
Любой эмоциональной реакции присущи невербальные средства проявления. Это выразительные движения рук, жесты, мимика, пантомимика. Мимика – выразительные движения мышц лица. Мимика без слов говорит об определённых чувствах и настроении. Мимика бывает живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной. Жесты – бывают условными, указывающими, подчёркивающими, ритмичными, показывающими и эмоциональными. Пантомимика – это осанка и поза, которые играют важную роль в облике ребёнка.
Отрицательные эмоции съёживают его фигуру, положительные – наоборот, распрямляют плечи, поднимают голову, делают движения свободными, раскованными и выразительными. Осанка формируется из положения головы и туловища. Дети с бедной пантомимикой не в состоянии чётко выразить своё эмоциональное состояние, они возможно и сами не улавливают, что им сообщается бессловесным образом. Это затрудняет процесс коммуникации.
Мы обратили внимание, что детям трудно даются задания, целью которых было изображение образов животных или знакомых сказочных персонажей с помощью невербальных средств общения. При создании игрового образа дети пользовались примитивными характерными жестами, забывая о мимике и пантомимике. Даже когда дети старались изобразить тот или иной образ, движения их были скованными, угловатыми, однообразными. Поэтому, я поставила перед собой цель развивать у детей невербальные средства выражения эмоций. Работу над развитием невербальных средств выражения эмоций ведём в трёх направлениях.
- Работа над жестами. 2. Работа над мимикой. 3. Работа над пантомимикой.
Вся эта работа проводилась в форме игр, этюдов и упражнений. Ведь этюды – это своеобразная школа, где дети постигают основы актёрского мастерства.
Непосредственно описание и методику использования этюдов на развитие эмоций, мимики и жестов мы взяли из методического пособия М. Чистяковой «Психогимнастика» и многих других книгах.
Этюд «Изобрази жестом»
Цель: развитие выразительности жестов, движений, мимики.
Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог: «высокий», «маленький», «там», «я», «до свидания», «здравствуй», «нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда», «тише» и др
Этюд «Глухая бабушка»
Ребенок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог), которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Саша?» (называет имя любого ребенка), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?», «Где мама?» и т.п. ребенок жестами отвечает.
Этюд «Тише»
Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детям предлагается так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу: «тише!».
Этюд «В магазине зеркал»
Ситуация. В магазин зеркал вошла девочка Маша, увидела себя в зеркало и топнула ногой – отражение ответило ей тем же. Затем строила различные гримасы. Детей разбить на пары, одному из них отвести роль зеркало. Задача состоит в том, чтобы второй ребёнок с точностью повторял всё, что показывает первый.
Игры на развитие выразительной мимики имеют определённую цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.
«Соленый чай», «Ем лимон», «Сердитый дедушка», «Лампочка потухла, зажглась», «Грязная бумажка», «Тепло-холодно», «Рассердились на драчуна», «Встретили хорошего знакомого», «Испугались забияку», «Умеем лукавить (подмигивание),
Игра – пантомима «Угадай, кого покажу»
Цель: развитие пантомимических навыков, умения отождествлять себя с заданным персонажем.
Педагог предлагает детям разделиться на две команды: одни дети изображают, а другие угадывают. Пантомимически передавая характерные особенности, иногда, помогая голосом, дети показывают щенка, петуха, мышонка, собаку, пчелу, кошку, лягушку. Затем дети меняются.
Загадки – пантомимы:
в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке; отгадать профессию (по характерным движениям и позе); отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке самолёте, поезде и пр.); отгадать, какая на улице погода; определить по походке прохожего (балерина, солдат, очень старый человек, манекенщица, человек, которому жмут ботинки, и т.д.)
Показать (руками или пальцами):
- Стой на месте!
- Идём со мной!
- До свидания!
- Давай, помиримся.
- Я тебя люблю!
- Я боюсь.
Дети, овладев на должном уровне невербальными средствами, использовали эти умения при выборе персонажа и выразительных средств, с помощью которых он будет создавать свой игровой образ. Это ярко проявилось в работе над сказками: «Теремок», «12 месяцев», «Золушка», «Муха-Цокотуха», а также на различных праздниках для детей. Дети без особого труда быстро и правильно находили те характерные и выразительные средства, с помощью которых они передавали характер и образ своего персонажа.
Для постановки спектаклей большое значение имеет выбор литературного произведения, который ложится в основу сценария будущей пьесы. Незаменимой в этой работе стала книга Светланы Мерзляковой «Театрализованные игры», в которой представлено большое количество театрализованных игр, начиная с малых форм (этюды, диалоги, инсценировки) и заканчивая спектаклями. Очень удобно ещё и то, что к каждой инсценировке уже подобран музыкальный репертуар.
Один из “продвинутых” способов развития актерского искусства дошколят – дополнительное образование в кружках. Например, в студии Ирбис. Это сеть театральных школ для детей, где любой ребенок становится актером. Здесь практикуется актерское мастерство, сценическое движение, речь, вокал.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи и интонационный строй. Театрализованные игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Список литературы:
- Мерзлякова, С.И. «Театрализованные игры: методическое пособие / Светлана Мерзлякова». – Москва: Обруч, 2012. – 151 с.
- Чистякова, М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.
*******
Этот материал был представлен на региональной научно-практической конференции «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»