Материал опубликован в печатном декабрьском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания»
Жданько Елена Валериевна,
Клименко Светлана Николаевна,
Гоенко Марина Сергеевна,
воспитатели
МБДОУ детский сад комбинированного вида «Теремок»
Белгородская обл., пос. Борисовка
ОСЕННЯЯ ВИКТОРИНА
развлечение для детей старшей группы
Задачи: развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать свои предположения; закрепить полученные знания детей об осени и осенних изменениях, происходящих в природе; о влиянии изменений в неживой природе на образ жизни животных и птиц. Закрепить полученные знания о перелётных и зимующих птицах. Обогатить знания детей об овощах, умение находить и выделять съедобные части овощей. Обобщить знания детей о правилах поведения в лесу. Умение детей называть и различать съедобные и несъедобные грибы по их внешнему виду. Развивать внимание, память, логическое мышление, ловкость, быстроту движений. Воспитывать у детей нравственные чувства, эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Используя поэзию, классическую музыку и записи звуков природы, пробуждать в детях любовь и интерес к родной природе. Воспитывать у детей чувство товарищества, умение сопереживать, выдержку и интерес детей к игре.
Цель: Создать радостное, бодрое настроение у детей. Желание делиться полученными знаниями и умениями с другими.
Развивающая среда: знаки – обозначения для команд «Капельки» и «Рябинки». Значки названия команды для каждого участника. Медали на каждого ребенка «Знатоки природы» на память об участии в викторине. Два листа формата А3 с изображением ветки рябины и облачка для наклеивания заработанных командами очков. Очки для команд, вырезанные из яркого цветного картона «ягодки рябины» и «капельки». Задания для команд в ярких, цветных прономерованных конвертах: иллюстрации времен года для каждой команды; карточки, обозначающие природные изменения в живой и неживой природе в разное время года. Иллюстрации ранней и поздней осени. Муляжи овощей для 2-ух команд, 2 корзинки; большой обруч, иллюстрации грибов и объёмные мухоморы; 2 магнитные доски, Иллюстрации птиц и животных. Накидка для осени.
Персонажи: королева осень и лесовичок – взрослые в жюри. Музыка на электронном носителе с записью гимна «Что? Где? Когда?», ритмичная музыка из телеигры, классическая музыка «Времена года. Осень» Чайковского; диск с записью звуков природы леса; проектор, ноутбук с презентацией по теме «Правила поведения в лесу», «живая цепочка».
Ход:Театральная ширма оформлена в виде осенних листьев и большими цветными буквам «Осенняя викторина» в центре. Приготовлено место для жюри и два стола для команд.
Звучит музыка из телеигры «Что? Где? Когда?», команды друг за другом входят и встают напротив друг друга.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
А. Пушкин
– Ребята, скажите, о каком времени года говорится в стихотворении?
– Конечно об осени. Предлагаю вам принять участие в осенней викторине.
– Сегодня играют 2 команды, «Капельки» и «Рябинки». Перед началом игры предлагаю командам поприветствовать друг друга.
Команда «Капельки», команде «Рябинки» шлет осенний ПРИВЕТ!
Команда «Рябинки» команде «Капельки» шлет осенний ПРИВЕТ!
– Команды внимание! Напоминаю правила нашей викторины. На столе лежат цветные конверты с заданиями, которые вы будите брать, строго по порядку начиная с цифры 1. Время выполнения задания будет определять музыка.
За точный и правильный ответ, команда получает по 1 очку. Если команда не может ответить, вопрос передается другой команде. Но главное правило, слушать внимательно задания, думать прежде, чем ответить, не выкрикивать ответы с места.
Оценивать выполнения задания будет уважаемое жюри. Давайте с ним познакомимся. Ребята, что-то я не вижу нашу гостью. (Звучит классическая музыка «Времена года. Осень» Чайковского. В группу входит взрослый в костюме осени).
Осень: – Здравствуйте, дорогие ребята! Извините, что заставила вас ждать. Меня задержало очень срочное дело. Нужно было дать задание ветру- разогнать тучи на небе, подготовить птиц к отлёту в тёплые края, да и самой немного потрудиться- раскрасить деревья в яркие цвета.
Ведущий: – Мы с ребятами очень рады тебя видеть.
Осень: – Ребята, вы уже догадались кто я? Какие вы молодцы, всё, наверное, обо мне знаете? Вот сейчас мы проверим ваши знания. (Осень занимает своё место в жюри).
Итак, игра начинается! (звучит музыка, сигнал-начало игры).
– Чья команда правильно ответит на мой вопрос, та и будет начинать игру.
– Внимание, вопрос!
«Говорят, что осень в 3-х месяцах живет. В каких?» (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Команда, правильно и последовательно назвавшая все 3 месяца, берет конверт с №1 и начинает игру.
Задания в конвертах:
- «Разложи времена года»
Известно, что в году 4 времени года, которые приходят в гости к нам строго друг за другом. Что же это за времена года? Разложите их по порядку и назовите. (Зима-весна-лето-осень); (Работа команд за столами).
- «Узнай осень»
– Вы знаете, что осень приходит к нам в разных платьях. Попробуйте по картинкам определить, какая осень на них изображена. (Иллюстрации ранней и поздней осени).
3.«Волшебники»
– Сейчас вы волшебники, вам нужно, пока звучит музыка, заселить в осеннее окошко, только осенние знаки. Задание понятно?! Расскажите, какие осенние знаки вы заселили.
(Жюри проверяет работу команд).
Игра «Живое – не живое» Разминка
(Если живое – прыгаем, а не живое – замираем на месте).
Результаты жюри о прошедшем конкурсе; присуждение очков командам.
4.«Поможем пернатым друзьям». Осенью с наступлением холодов, птицы готовятся к отлёту в тёплые края. Ваша задача, найти из предложенных иллюстраций птиц, только тех, кто улетает на юг. Выставить их на магнитную доску. Внимание, время пошло. (звучит осенняя композиция Вивальди «Времена года» Осень.)
- «Животные». Осенью животные тоже готовятся к суровой зиме, но каждый по-своему. Отберите только те иллюстрации с животными, которые не спешат готовить запасы на зиму. (волк и лиса).
(Задание оценивает жюри).
6.«Вершки -корешки»
– Ребята, вы знаете, что осень — это горячая пора для сбора урожая на полях и огородах. Известно, что у одних овощей мы едим то, что растет над землёй – вершки, а у других под землёй – корешки. Давайте поможем разложить по корзинкам собранный урожай овощей. Команда «Капельки» соберет овощи, у которых съедобные вершки, а команда «Рябинки» соберет овощи, у которых едим корешки.
«1,2,3 игру начни» (звучит ритмичная музыка) Оценка жюри.
- «Раз грибок, два грибок, положу я в кузовок»
Ребята, вы любите собирать грибы? Тогда нам нужно оказаться сейчас в лесу. Попросим помощи у осени (дети закрывают глаза, осень проносит над детьми свою «волшебную накидку», звучит запись шума леса.) Вот мы и на лесной полянке. Помните, что говорил нам Лесовичок?
– Правильно. Не навреди лесу! Ребята, давайте проверим, получится ли у нас не навредить лесу. Вам нужно собрать в корзинку только съедобные грибы, но так, чтобы ни один мухомор не упал (на ковре разложены вырезанные грибы и объёмные мухоморы). Команды будут собирать грибы по очереди.
«1,2,3 игру начни» (звучит ритмичная музыка). Задание оценивает старичок- Лесовичок.
- «Живые – цепочки»
– Ребята, внимание на экран. Перед вами картинки. Внимательно посмотрите и назовите лишнее в этой цепи.
Ласточка – скворец – лебедь – ёж.
Лисички – подосиновик – опята – мухомор.
Ворона – воробей – голубь – аист.
Сорока – сова – дятел – лиса.
(звучит осенняя композиция Вивальди «Времена года» Осень.)
Жури выставляет очки.
Ведущая: Ребята, вы сегодня молодцы, выполнили успешно все задания, показали, какие вы дружные, ловкие, знатоки природы. Пришло время подсчитать свои очки.
(Дети считают очки и выясняют, что количество очков поровну. Значит победила дружба. Жюри подводит итоги игры. Под музыку из телеигры «Что? Где? Когда?», командам вручаются памятные медали «Знатоки природы». Дети прощаются с гостями викторины.)
Список источников информации:
– Интернет-ресурсы: «Правила поведения в лесу»; «Живая цепочка»;
«Иллюстрации животных, птиц, грибов».
– Диск «Классическая музыка для детей»
– Файл с записью музыки из телеигры «Что? Где? Когда?».
– Файл с записью звуков природы.
– О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»
– О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет»