ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

0
97

Александрова Юлия Михайловна
Самарина Екатерина Ивановна
Ермолова Ирина Петровна
воспитатели
МАДОУ «Детский сад комбинированного
вида № 13 г.Шебекино Белгородской области»

 

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ
В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Изобразительная деятельность детей 5-6 лет имеет свои особенности. В этом возрасте дети уже окрепли физически, укрепились мелкие и крупные мышцы рук.

Дети стали более внимательными, повысилась их способность к запоминанию; кроме того, они научились во время лепки контролировать действия рук, а это, в свою очередь, привело к изменению характера изображения. Начиная со старшей группы занятия декоративной лепкой занимают вполне определенное место в системе занятий по изобразительной деятельности. Планируя эти занятия, необходимо учитывать связь их с народным искусством, так как декоративная скульптура и , выполненная народными мастерами, художественная посуда, декоративные пластины, не только благотворно влияют на развитие художественного вкуса детей, но и являются хорошим наглядным пособием во время лепки. Умелое их использование расширяет кругозор детей, благотворно влияет на их развитие.

Рекламное сообщение

Кроме глиняных, можно проводить занятия с деревянными игрушками. Детей надо познакомить с игрушками каждого вида.

Все предметы народного прикладного искусства основаны на определенных традициях и особенностях, которые должен знать воспитатель. Так, планируя знакомство детей с декоративной посудой, а затем и лепку по этим образцам, нужно отобрать те предметы, которые помогут развить воображение у детей. Это могут быть расписные керамические тарелки, украинские миски, посуда производства «Гжель» и т. д.

Как познакомить детей с декоративной посудой, народной игрушкой и как научить их лепить?

Знакомство детей с народной игрушкой одного промысла проходит в течении 2-3х бесед. На первом занятии дети рассматривают игрушки, а воспитатель рассказывает, где находится промысел, и какие игрушки там делают. Для первой беседы подбираются однофигурные и сюжетные игрушки. Если выбрали дети игрушку Дымковскую, то мы рассказываем детям о том, что в городе Киров есть фабрика, где делают Дымковскую игрушку.

В следующей беседе можно рассказать, как делают такие игрушки, причем желательно сразу показать способ лепки. Так же очень важно использовать на таких занятиях мультимедийное оборудование. Есть очень интересные видео презентации о народных игрушках. Детям очень нравится смотреть яркие слайды, слушать рассказ об игрушках. Внимание детей следует направить на содержание игрушек, их роспись в конечном итоге. После изготовления детьми игрушек, обязательно с ними поиграть, дать детям почувствовать дух прошлого, рассказать, как играли их бабушки в детстве, дать понять значение народной игрушки.

Рассказать детям, что народная игрушка издревле была единственной забавой их бабушек и прабабушек.

В настоящее время народные игрушки исполняют роль важного культурного объекта. Русская народная игрушка сохраняет память о национальных традициях. Игрушка — первый рассказчик о Родине, друг и учитель. Куклы («пеленашка», «гремотуха», «столбушка» и другие) игрушки (Гжель, дымковская, каргопольская, филимоновская, богородская игрушка) определенной местности, трепетно хранят и передают уклад, традиции, образ мира, представлений того места России, откуда пошли «корни» ремесла. Народная игрушка – это не только предмет для забавы, она «включает» взрослых и детей в традиции своего народа и закладывает основы патриотического воспитания. Народная игрушка – это и предмет, и модель, а самое главное, она является художественным образом для игры, в которой находят смелое обобщение, порождающее многообразие метафор, ассоциаций, общечеловеческих идей. Народная игрушка – ценный образец народной культуры, который обогащает массовую культуру и быт современников благодаря тому, что обладает удивительным многообразием и неразрывностью функций. Для детей игрушка ценна своей способностью ненавязчиво и эффективно забавлять, развлекать, обучать, воспитывать и развивать. Игрушка знакомит с национальной историей, развивая патриотизм и гражданские чувства. Она обладает немалым запасом общечеловеческих ценностей, помогает воспитывать подрастающее поколение прежде всего с духовной стороны, прививая нормы нравственности, основы толерантности (терпимости к проявлениям иной культуры), уважение к традициям. Для более успешного знакомства детей с народной игрушкой, необходимо проводить выставки совместного творчества «Русская народная игрушка». Привлекать родителей и совместно с детьми изготавливать народные игрушки из ткани, лоскуточков, дерева, глины, ниток…Тут можно проявлять фантазию сколько угодно. Ребенок, который знаком с народной игрушкой, знаком с ее историей – это патриотичный и социально-адаптированный ребенок. Созданная своими руками народная игрушка, воспитывает у детей стремление к добру и правде, любовь к Родине.

Список литературы:

  1. Ковычева, Е. И. Народная игрушка [Текст]: учебно – методическое пособие для вузов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество» / Е. И. Ковычева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 159 с.
  2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 14-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 416 с.
  3. Ивойлова, Е.В. Роль народной игрушки в развитии и воспитании ребенка // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 14. С. 98-99. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17842355 (дата обращения: 5.10.2015).

 

Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания январь 2019

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь