В МИРЕ УДИВИТЕЛЬНЫХ КАМНЕЙ

0
1290

       Материал опубликован в январском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания»

Соколова Гузель Равиловна

воспитатель

МДОБУ «Алёнушка»

с. Самарское, Республика Башкортостан

 

В МИРЕ УДИВИТЕЛЬНЫХ КАМНЕЙ

материалы в печатный сборник 

конспект организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста

Интеграция ОО:

  • социально-коммуникативное, художественно–эстетическое,
  • речевое развитие.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей с внешним видом камней, с их свойствами, месторождением;
  • расширить знания детей об использовании камня человеком.

Развивающие:

  • развивать способности к поисково-исследовательской деятельности;
  • активизировать словарный запас детей;
  • способствовать развитию мелкой моторики рук и пальцев.

Воспитывающие:

  • воспитывать бережное отношение к природе, продолжать знакомить с богатством родного края.

Предварительная работа:

      Беседы о профессиях геолога, шахтера; просмотр видеофильмов о добыче полезных ископаемых, чтение х\л: П.П. Бажов «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами?»; создание мини-музея «Удивительные камни.»

Оборудование и материал:

проектор, ноутбук, экран, показ видеопрезентации, фартуки для работы в «лаборатории», лупы, мелкие и крупные камни различного размера, лоточки, стаканчики с водой, одноразовые ложки, камешки для поделок, простые карандаши, ювелирные изделия.

Ход ООД:

Организационный момент:

Воспитатель загадывает загадку:

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Тяжелый, большой – одному не поднять,

А может быть легким – в ладошке лежать.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?»

(Ответы детей.)

Конечно, это камень.

       Сегодня я хочу пригласить вас на виртуальное знакомство с музеем камня. Он находится у нас в районном центре, и является объектом внимания уже долгое время. Сейчас мы с вами закроем глаза … и вот мы на месте (проводится виртуальная экскурсия и показ слайдов Музея Камня).

       Эти композиции из камней – дело рук многих людей. Все эти камни находятся у нас на территории Хайбуллинского района. Вы, ребята, конечно же встречали камни, булыжники, плиты около своего дома, возле детского сада. Что можно сделать из этих камней вместе с взрослыми? (Ответы детей: выложить дорожку, огородить участок, засыпать яму).

       Вот сколько полезного можно сделать из камней. Я думаю, что сегодня вы узнаете кое-что интересное о них.

Основной этап

– Скажите, а где можно встретить камни в природе? (возле дороги, в речке, на морском берегу, в горах). Больше всего камней – в горах. По всему миру встречаются горы, которые хранят в себе множество тайных кладов. С севера на юг на территории нашей республики пролегают Уральские горы. Они красивы и могущественны. Все богатства подземных ископаемых: минералы, камни, металлы, находятся глубоко, в недрах этих гор. Благодаря геологам и людям горных специальностей, на поверхность извлекаются руда, известняк, мрамор. С виду это камни. Но после того, как попадают эти камни на фабрику, они превращаются в металл, драгоценные камни, соль. Многие ваши родители работают на горном обогатительном комбинате. Работа их почетна и ценна. (Просмотр видеопрезентации.)

Проводится физминутка.

Воспитатель: приглашаю Вас в лабораторию.

Дети проходят к столам.

Воспитатель: ребята, я вам предлагаю посмотреть на экран.

Голос Хозяйки Медной горы:

        Здравствуйте, дети! Я – Хозяйка медной горы. Прослышала я, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её. Я живу среди гор, среди камней. Некоторые мои камни под силой ветра и дождя попадают в реки и моря. А вот сможете ли вы назвать мне самое главное свойство камней? Если вы правильно назовете это свойство, я вам покажу, где его люди используют. Это пригодится вам в вашей будущей взрослой жизни. И вы научитесь правильно использовать мои богатства. А еще подарю вам камни из моих запасов.

Воспитатель: вот такое задание приготовила для нас Хозяйка Медной горы. Сначала вспомним правила: внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием.

      Итак, исследовать мы с вами будем камни. А камни перед вами разные: речные, морские, большие, маленькие. Постарайтесь их различить: морские положите на один поднос, речные – на другой. А чем они отличаются? Ответы детей. (Морские камни гладкие, такими их сделали морские волны. Камни в море бьются друг о друга, их края обтачиваются, и они становятся гладкими). А речные камни шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами. А почему? Ответы детей. (В реке нет волн, реки текут спокойно). Посмотрите на камни через лупу. Что вы увидели? (кристаллики, трещины, узоры)

       А теперь мы будем проводить различные эксперименты и опыты с нашими камнями. Дети надевают фартуки.

1 опыт. Возьмите камень в руку и поднесите к глазам. Можно ли что-нибудь увидеть сквозь камень? Значит, он прозрачный или нет? Первое свойство: НЕПРОЗРАЧНЫЙ.

2 опыт. Возьмите в руку любой камень и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Нет. А почему? Потому что он твердый. Итак – ТВЕРДЫЙ.

3 опыт. Возьмите в руку камень и уроните его на пол. Он разбился? Нет. Значит, он какой? – прочный. Третье свойство- ПРОЧНЫЙ.

4 опыт. Возьмите камень и опустите его в баночку с водой. Что произошло с ним. Утонул. Почему? Он тяжелый, тяжелее воды. Четвертое свойство – ТЯЖЁЛЫЙ.

5 опыт. А теперь проверим, есть ли внутри камня воздух? Поднимались ли пузырьки, когда вы опускали камень в воду? Нет. Значит, в камне не воздуха.

     Воспитатель: Ребята, чтобы закрепить свойства камней, я вам предлагаю поиграть в игру «Правильно – неправильно». Становитесь в круг. Я буду говорить, а вы – определять, правильно или неправильно я сказала. Я буду играть роль стрелки – стрелка будет указывать, кто из вас будет отвечать.

Камень можно смять, как бумагу.

Камень тонет в воде.

Камень прозрачный, как стекло.

Камень лёгкий, как вата.

Камень легко разбить, как стекло.

Камень можно растянуть, как резинку.

Из камня можно лепить, как из пластилина.

Поверхность морского камня гладкая, а речного камня – шершавая.

В камне нет ни воздуха, ни воды. (ответы детей)

Воспитатель: есть такие камни, которыми можно писать и рисовать: мел, уголь, глина. (демонстрация камней).

      Ими действительно можно рисовать на асфальте, стене. А на бумаге вы чем рисуете? (карандашами). Внутри карандаша находится грифель, это тоже разновидность камня графита.

      Помните ребята, что обещала Хозяйка Медной горы, если вы назовете самое главное свойство камня? А теперь выберите самое главное из этих свойств. Это ПРОЧНОСТЬ. Хозяйка медной горы прислала фотографии, на которых показано, как из камней строят фундаменты домов, дома, ограды, мосты, выкладывают улицы, площади. (показ слайдов.) У Хозяйки Медной горы есть и ценные камни, которые люди используют для украшения своего жилища. Это мрамор и гранит. Этими камнями оформляется внешняя сторона дома или полы и лестницы внутри. (Фото) Ребята, всех этих камней, которые мы с вами рассмотрели, коснулась рука человека. Часть своей любви он отдал им. Руки и сердца мастеров дали камням новую жизнь. Камни в ответ на любовь человека дарят нам свое сияние, тепло и чудесные свойства.

Проводится игра «Ящик ощущений». В ящике находятся камни различной формы.

Воспитатель: я буду описывать камень, а вы на ощупь должны отыскать среди других камней, (найдите самый маленький, круглый, гладкий, похожий на пуговку; самый большой, шершавый камень.)

В конце игры вносят шкатулку – подарок Хозяйки Медной горы с камешками. Дети рассматривают, находят необычные камни.

Сегодня мы славно потрудились! Сколько интересного вы узнали о камне. Я надеюсь, что, проходя мимо камня, вы вспомните, что он часть неживой природы.

Список источников:

  1. Азнабаева Ф.Г. и др. «Башкортостан-моя Родина»: Программа по изучению Республики Башкортостан для детей дошкольного возраста. Уфа: Китап, 2016.
  2. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой»: Просвещение, 1982.
  3. Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами»: М.; 2010г.
  4. Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников//Ребенок в детском саду». – 2009.-№3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь