Материал опубликован в январском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания»
Сусорева Олеся Владимировна
воспитатель
структурного подразделения МАОУ «СОШ № 132»
им. Н.М. Малахова «Детский сад № 259»
г. Барнаул
РИСОВАНИЕ ЕЛИ
конспект занятия по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: содействие развитию умения делать выбор, между сформированным навыком рисования и новым способом (мазком) рисования зимней ели.
Задачи:
Образовательная:
– закрепить умение рисовать тычком;
– познакомиться с новым способом рисования зимней ели – мазком (рисование кончиком кисти);
– продолжить знакомство с пейзажной живописью, через рассматривание репродукций зимних пейзажей.
Развивающая:
– развивать изобразительные умения, выбирая способ рисования, в соответствии с задумкой;
– развивать художественный вкус, творческое воображение.
Воспитательная:
– воспитывать эмоциональную отзывчивость к искусству, интерес к рисованию.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Тип занятия: комбинированный.
Форма работы: фронтальная.
Методы и приемы: словесный (объяснение), наглядный (демонстрация действий, рассматривание картин), практический (репродуктивный).
РППС: репродукций картин зимних пейзажей, тонированная бумага, гуашь, кисти, палитра, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).
Активизация словаря: тычки, мазок, ель.
Предварительная работа: чтение Г.Х. Андерсена «Ель», рассматривание елей во время прогулок на участке, рассматривание репродукций картин.
Планируемый результат: дети умеют рисовать зимнюю ель тычком, познакомились с новым способом рисования зимней ели (мазком), дети умеют выбирать разные способы рисования, в соответствии с задумкой, развито творческое воображение и художественный вкус, дети испытывали положительные эмоции к искусству и проявляли интерес к рисованию.
Ход занятия:
- Мотивация деятельности.
Воспитатель: Доброе утро ребята. Какое сейчас время года? (зима)
Воспитатель: Незнайка, что это у тебя лежит? (открытки).
Ребята, это открытки? (нет, это зимние репродукции картин)
Воспитатель: ребята, скажите, какие зимние репродукции картин вы знаете, кто написал эти картины? (Иван Иванович Шишкин «Зима в лесу», «Зима», «На севере диком»; Исаак Ильич Левитан «Лес зимой», Александр Васильевич Герасимов «Зимний лес».)
Воспитатель: а кто хочет стать художником и написать зимнюю ель? (я)
Подходите к моему столу, так чтобы всем было видно (показ рисования ели тычками).
Воспитатель: (показываю на край листа). Здесь я могу начать рисовать? (нет, надо отступить от края).
Воспитатель: Правильно, отступаем от края листа. Начинаю рисовать со ствола снизу вверх, чем выше я поднимаюсь, тем тоньше становится ствол. Какую кисть мне надо взять? (толстую кисть)
Воспитатель: Далее я буду рисовать сучья, чем выше сучья, тем они тоньше и короче, чем ниже, тем длиннее и тоще ветви. Чтобы сучья получились тонкие, надо рисовать кончиком кисти.
Воспитатель: пока я рисовала все веточки, верхние уже подсохли, и я могу приступать к рисованию иголочек на ели. Какая мне понадобиться гуашь и кисть? (кисть шалунья, зеленая гуашь)
Воспитатель: какой способ рисования ели я показала? (рисование тычком)
Воспитатель: как вы думаете, а можно рисовать ель, только этим способом? (ответы детей)
Воспитатель: После завтрака я вам покажу еще один способ рисование ели.
- Основная часть.
Воспитатель: Кем мы сегодня хотим стать? (художниками)
Воспитатель: Что задумали нарисовать? (зимнюю ель разными способами)
Воспитатель: Художники пишут кистью, а поэты словом. Ирина Токмакова написала замечательное стихотворение «Ели», а Аня сейчас нам его прочтет.
Ели на опушке-
До небес макушки-
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат
А внучата-елочки,
Тонкие иголочки-
У лесных ворот
Водят хоровод.
Беседа по стихотворению
Воспитатель: Понравилось стихотворение? (да)
Воспитатель: Какие ели представил Данил…? Саша…?
Подготовка рабочего места.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас занять рабочие места (заняли места).
Сначала мальчики готовят рабочие места, затем девочки.
Показ рисования кончиком кисти.
Воспитатель: Подходите к моему столу, так чтобы всем было видно. Мальчики встают на колени, руки за спину. Девочки встают позади мальчиков, руки за спину. Перед завтраком мы вспомнили с вами как рисовать ель, с помощью тычков, а сейчас я вам покажу, как нарисовать ель при помощи мазка. Я заранее нарисовала, ствол и сучья ели, а теперь смотрите внимательно, как буду рисовать иголочки на ели, при помощи мазка.
Воспитатель: Кисточку держу, так чтобы кончик кисти смотрел в потолок, если я буду ее наклонять, то иголочки получатся толстыми, а нам надо, чтобы они были тоненькими. Держу кисть близко к металлическому ободку и кончиком кисти рисую иголочки. Так чтобы они получились тонкими и красивыми.
Воспитатель: Рисовать таким способом очень интересно и получается очень красиво, но вам для этого понадобиться много терпения, т.к. нужно прорисовывать каждую иголочку, так чтобы она получилась тонкая и красивая. А теперь посмотрите, какая красота у меня получилась. Обратите внимание, что на веточках лежит снежок. Какой кистью можно сделать снег?
Дети: кистью «шалуньей».
Воспитатель: Ребята поднимите руку, кто будет рисовать ель новым способом?
Воспитатель: Проходите на свои места и как настоящие художники пишите картину. А я вам включи муз. произведение П.И. Чайковского «Декабрь».
- Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним песню про елочку «В лесу родилась елочка» и поводим хоровод.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я приглашаю вас полюбоваться в картинную галерею.
Воспитатель: Ребята, полюбовались картинной галереей, теперь присаживаемся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, что задумывали нарисовать? (зимнюю ель разными способами)
Воспитатель: Получились у нас разные ели? (да)
Маша, ты каким способом рисовала ель? А ты Катя? (ответы детей)
Воспитатель: Тогда я приглашаю всех ребят, помыть руки.