ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «РЕКЕ ВРЕМЕНИ»

0
4337

        Материал опубликован в январском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания»

Картуха Олеся Михайловна

воспитатель

МБДОУ №17 «Светлячок»

Брянская обл., г. Клинцы

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «РЕКЕ ВРЕМЕНИ»

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ

Рекламное сообщение     

конспект образовательной деятельности по технологии  в подготовительной к школе группе

Цель: формирование у детей представления об истории появления автомобиля на основе технологии «Путешествие по «реке времени»

Задачи:

  1. Рассмотреть предпосылки возникновения транспорта, его изменения за время существования.
  2. Развивать познавательно-исследовательскую активность (узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в историческом времени) с помощью мультимедийной технологии; совершенствовать диалогическую речь, обогащать словарь словами «карета», «паровая машина».
  3. Воспитывать понимание того, что трудом людей создано богатство окружающего мира.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «История создания автомобиля», мяч, 2 кубика, 2 обруча

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал: мольберт, таблица пятиэкранка и картинки с изображением: автомобиля, улицы города, частей машины и машины будущего, картинка «Три богатыря», пособие-панно «Река времени».

Раздаточный материал: эмблемы, два обруча, предметные картинки «Древность», «Старина», «эпоха Возрождения» и «Наше время», предметные картинки для пособия «Река времени», раскраски.

Предшествующая работа: беседы о разных видах транспорта; изготовление дома с родителями книжек – малышек на тему «История появления автомобиля»; рассматривание иллюстраций;

Содержание организованной образовательной деятельности.

1.Слайд «Река времени»

Вводная часть.

1.Организационный момент.

– Ребята, я чуть не забыла, мне сегодня по дороге в д/сад передали вот этот Фикси бокс, и сказали, там все на ней написано. (Воспитатель идет в спальню и берет бокс).

– Посмотрите, что это за бокс такой. Так, ага, кто же нам его передал, как вы думаете? Да, верно, это наши маленькие помощники Симка и Шпуля, вот и записка от них.

«Дорогие ребята, в Фикси боксе находится предмет, игрушка, о котором пойдет речь сегодня, а что именно, для этого вам нужно отгадать загадку:

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином

На копытца дай резину

И тогда, поднявши пыль,

Побежит……(автомобиль)

– Верно, это машина верный друг и помощник человека. Сегодня на дорогах можно увидеть различные марки автомобилей.

– Какие марки автомобилей вы знаете?

– Для чего человеку нужна машина?

– Как вы думаете, давным – давно были автомобили?

– Как же появился автомобиль?

2.Слайд «Ученая сова»

– Ребята, а вы хотели бы побывать юными – исследователями и узнать, как же все-таки появился автомобиль?

(предлагаю детям получить эмблемы, которые они сами берут и одевают на себя)

2.Работа с пятиэкранкой «Волшебным троллейбусом»

– Итак, уважаемые исследователи, с чего нам начать наше исследование?

– Куда мы, как вы думаете должны отправиться, чтобы узнать, как появился автомобиль?

– А на каком транспорте можно совершить путешествие в прошлое?

– Мы сегодня отправимся на нашем волшебном троллейбусе, но для начала я предлагаю на нем покатать наш автомобиль.

(помещаю в середину экрана изображение автомобиля)

– Кто из вас помнит, как будет двигаться наш автомобиль?

– Если поедем высоко в гору, о чем мы узнаем? (где можно встретить этот транспорт – переворачиваю картинку) ответы детей

– Если съезжать с горы вниз, о чем мы узнаем? (части автомобиля – дети перечисляют, и воспитатель меняет картинку)

– Если повезем автомобиль влево, о чем узнаем? (прошлое)

– Если в право? (то будущее)

3.Слайд «Волшебный троллейбус» (звук)

– Наш автомобиль поехал влево, это значит, что? Пора, отправляться в прошлое …

– Прошу вас, занять посадочные места в нашем волшебном троллейбусе, усаживаетесь поудобнее. Поехали!

– мы будем ехать на нашем троллейбусе, все рассматривать из окошек и запоминать все интересное.

(звучит запись движения троллейбуса до тех пор, пока я не расскажу детям о реке времени, которая протекает около нас)

– Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что по правую сторону от нас протекает, что? (река)

– Но это не просто река, это «река времени».

– А почему, как вы думаете, она так называется?

– Да, время образно сравнивают с полноводной рекой, которая всегда течет в одном направлении. Точно так же и время идет только вперед. Никому еще не удавалось попасть в прошлое, так же, как и в будущее. Но так как у нас «волшебный троллейбус», то мы сегодня и попробуем.

4.Слайд «Древность»

– Посмотрите вперед перед собой мы, где мы оказались?

– Да, мы попали в эпоху «древность»

– Расскажите, как жил первобытный человек?

(жил в пещере, носил шкуры животных, готовил пищу на костре, охотился на диких животных, транспортом ему служили его собственные ноги)

5.Слайд «Человек первобытный с лошадью»

– Шли годы. Древний человек все думал, как же ему облегчить свою жизнь.

– И что он придумал? (он однажды приручил дикую лошадь)

– Какую помощь человеку оказывала лошадь? (охотился верхом на ней, пахал землю, перевозила грузы)

– Лошадь стала для человека первым транспортом.

– Каких животных приручил еще человек, чтобы передвигаться и возить грузы? (бык, осел, собака, …)

6.Слайд «Колесо»

– Человеку очень хотелось передвигаться быстрее, и как вы думаете, что он придумал? (колесо)

– Да, колесо – великое изобретение, которое изменило жизнь людей.

– Какую роль выполняет колесо? (необходимая часть машины, машина едет)

— Вот они придумали колесо, и как же дальше с ним быть?

– Что с ним делать? (ответы детей)

7.Слайд «Первая повозка»

– Верно, люди стали делать самые простые повозки на колесах. Изначально колеса представляли собой сплошной круг, который намертво скреплялся с основной осью и вращался, соответственно вместе с ней. Такие повозки были очень громоздкими и неповоротливым на поворотах.

8.Слайд «Повозка с мулами»

В такие повозки запрягали неторопливых быков – мулов.

9.Слайд «Река времени»

– Итак, уважаемые исследователи, предлагаю сделать остановку, выйти из троллейбуса, и пройти к реке времени поближе. С помощью карточек, которые лежат перед вами, мы отметим какой период времени мы посетили? (дети выбирают эпоху). И чем же нам запомнился он нам, какими значимыми событиями? Что появилось на этом этапе времени? (дети выбирают и вывешивают)

– Молодцы, ребята, продолжим наше путешествие?

10.Слайд «Волшебный троллейбус» (звук)

Занимаем посадочные места, трогаемся в путь дальше.

11.Слайд «Старина»

– Следующая эпоха, которую мы с вами посетим, называется «Старина».

– Как вы понимаете слово «старина»?

– Посмотрите, как уже одеты дети в это время. Что-то изменилось? Что?

– А как вы думаете, в транспорте в эту эпоху произошли какие-то изменения?

– Какие?

12.Слайд «Телега»

– А что это за повозка такая? Как она называется? (телега)

– Она отличается от предыдущей повозки? Чем?

– Как телега использовалась человеком?

13.Слайд «Женщины на телеге»

– А какие средства передвижения еще использовались людьми в «старину»?

14.Слайд «коллаж телега, сани, карета»

– Как мы уже заметили, разнообразии транспортных средств передвижения становиться уже чуть больше.

  1. Слайд «Сани»

– Как использовали сани?

16.Слайд «Карета»

– А чем карета отличается от телеги?

– Кто мог позволить себе ездить на карете в то время?

— Вот так появляется первый транспорт на колесах!

  1. Слайд «Река времени»

– Сейчас у нас намечается остановка, что нам нужно будет сделать?

Физкультминутка:

– Ребята, у нас есть предмет, похожий на колесо – обруч. Он тоже может катиться. Предлагаю вам немного размяться и посоревноваться. Кто из вас, самый внимательный и ловкий (объясняю правила)

  1. Слайд «Волшебный троллейбус» (звук)

– Молодцы, ребята, предлагаю вам снова продолжить наше путешествие!

19.Слайд «эпоха Возрождения»

– Следующая эпоха, которую мы с вами будем изучать – эпоха Возрождения. Такое сложное и интересное слово (закрепление словаря).

– Как вы поминаете слово «возрождение»?

– Шли годы, людям хотелось, чтобы перемещаться можно было удобнее, быстрее и на дальние расстояния.

– Человек думал, как сделать так, чтобы повозка поехала сама без лошади?

– Как вы думаете, что они придумали?

  1. Слайд «Паровой автомобиль»

– Что же приводило в движение автомобиль?

– Для чего этой машине такой большой котел? (в медный котел наливали воду и топили его дровами, чтобы получить пар. Пар приводил в движение двигатель и автомобиль сам двигался, но он развивал очень низкую скорость, всего 16 км/ч)

– Так появился первый паровой двигатель

  1. Слайд «Первый бензиновый автомобиль»

– А что это за транспорт? Может из вас кто-то знает?

— Это первый автомобиль, который заправлялся бензином.

– Что вы можете рассказать о нем? (колеса разные: 2 больших сзади и 1 маленькое переднее, нет тяжелого котла)

– Как управляли таким автомобилем? (с помощью ручки)

  1. Слайд «Генри Форд»

– Дорогие исследователи, это Генри Форд – первый человек изобретатель, который создал доступный для всех жителей планеты автомобиль.

— Вот такой, который вы видите перед собой.

  1. Слайд «Автомобиль

– Что можете сказать про этот автомобиль? (крыша, 4 одинаковых колеса, фары, руль, двери)

24.Сдайд «коллаж автомобили Форда»

– Началось время автомобилей в честь Генри Форда.

— Вот мы и познакомились поближе с эпохой Возрождения. Останавливаемся.

  1. Слайд «Река времени»

Ребята, понравилось вам путешествовать в прошлое?

– Но нам пора возвращаться.

  1. Слайд «Волшебный троллейбус» (звук)

27. Слайд «г. Клинцы центр»

– В каком времени мы очутились?

– Как вы догадались?

– А может быть, кто-то узнал место, куда мы приехали?

– Что мы видим в нашем городе, справа от фонтана? (машины)

  1. Слайд «Автомобиль»

– Чем удобен современный автомобиль? (навигаторы, подушки безопасности, кондиционер, подогрев сидений и т.д.)

– Как чувствует человек себя в своем автомобиле? (комфортно, уютно)

29.Слайд «Река времени»

– Исследователи, а вот и остановка, пора нам отправиться к реке времени.

Игра «Хорошо – плохо»

– Я хочу предложить вам поиграть на берегу реки. Образуйте круг.

– Ребята, вот как вы думаете, автомобиль — это хорошо? Почему? (дети передают мяч по кругу)

– Скажите, может быть автомобиль — это плохо? Почему?

  1. Слайд «Автомобиль будущего»

– Ребята, где мы еще не были?

– В будущем времени.

– Предлагаю заглянуть туда, прокатится.

– Каким вы представляете автомобиль будущего?

– Да ученые изобретатели работают над машинами будущего, т.к. мы не можем себе представить жизнь без автомобилей, ведь теперь он – друг и помощник человека.

– Эти знания, мы не можем отметить на реке времени, т.к. никому нельзя заплыть реку наперед. Верно?!

– Об этом мы можем только пофантазировать.

Итог.

– Ребята, вам понравилось быть исследователями?

– Что нового и интересного вы узнали в путешествии?

-Кто хочет может еще раз пройти вдоль берегов реки времени, наш автомобиль мы возвращаем Симке и Шпульке обратно …

Воспитатель находит раскраски в боксе и предлагает детям их раскрасить дома или в группе, а затем оформить их в альбом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь