Материал опубликован в январском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания»
Картуха Олеся Михайловна
воспитатель
МБДОУ №17 «Светлячок»
Брянская обл., г. Клинцы
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «РЕКЕ ВРЕМЕНИ»
– ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ
конспект образовательной деятельности по технологии в подготовительной к школе группе
Цель: формирование у детей представления об истории появления автомобиля на основе технологии «Путешествие по «реке времени»
Задачи:
- Рассмотреть предпосылки возникновения транспорта, его изменения за время существования.
- Развивать познавательно-исследовательскую активность (узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в историческом времени) с помощью мультимедийной технологии; совершенствовать диалогическую речь, обогащать словарь словами «карета», «паровая машина».
- Воспитывать понимание того, что трудом людей создано богатство окружающего мира.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «История создания автомобиля», мяч, 2 кубика, 2 обруча
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал: мольберт, таблица пятиэкранка и картинки с изображением: автомобиля, улицы города, частей машины и машины будущего, картинка «Три богатыря», пособие-панно «Река времени».
Раздаточный материал: эмблемы, два обруча, предметные картинки «Древность», «Старина», «эпоха Возрождения» и «Наше время», предметные картинки для пособия «Река времени», раскраски.
Предшествующая работа: беседы о разных видах транспорта; изготовление дома с родителями книжек – малышек на тему «История появления автомобиля»; рассматривание иллюстраций;
Содержание организованной образовательной деятельности.
1.Слайд «Река времени»
Вводная часть.
1.Организационный момент.
– Ребята, я чуть не забыла, мне сегодня по дороге в д/сад передали вот этот Фикси бокс, и сказали, там все на ней написано. (Воспитатель идет в спальню и берет бокс).
– Посмотрите, что это за бокс такой. Так, ага, кто же нам его передал, как вы думаете? Да, верно, это наши маленькие помощники Симка и Шпуля, вот и записка от них.
«Дорогие ребята, в Фикси боксе находится предмет, игрушка, о котором пойдет речь сегодня, а что именно, для этого вам нужно отгадать загадку:
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином
На копытца дай резину
И тогда, поднявши пыль,
Побежит……(автомобиль)
– Верно, это машина верный друг и помощник человека. Сегодня на дорогах можно увидеть различные марки автомобилей.
– Какие марки автомобилей вы знаете?
– Для чего человеку нужна машина?
– Как вы думаете, давным – давно были автомобили?
– Как же появился автомобиль?
2.Слайд «Ученая сова»
– Ребята, а вы хотели бы побывать юными – исследователями и узнать, как же все-таки появился автомобиль?
(предлагаю детям получить эмблемы, которые они сами берут и одевают на себя)
2.Работа с пятиэкранкой «Волшебным троллейбусом»
– Итак, уважаемые исследователи, с чего нам начать наше исследование?
– Куда мы, как вы думаете должны отправиться, чтобы узнать, как появился автомобиль?
– А на каком транспорте можно совершить путешествие в прошлое?
– Мы сегодня отправимся на нашем волшебном троллейбусе, но для начала я предлагаю на нем покатать наш автомобиль.
(помещаю в середину экрана изображение автомобиля)
– Кто из вас помнит, как будет двигаться наш автомобиль?
– Если поедем высоко в гору, о чем мы узнаем? (где можно встретить этот транспорт – переворачиваю картинку) ответы детей
– Если съезжать с горы вниз, о чем мы узнаем? (части автомобиля – дети перечисляют, и воспитатель меняет картинку)
– Если повезем автомобиль влево, о чем узнаем? (прошлое)
– Если в право? (то будущее)
3.Слайд «Волшебный троллейбус» (звук)
– Наш автомобиль поехал влево, это значит, что? Пора, отправляться в прошлое …
– Прошу вас, занять посадочные места в нашем волшебном троллейбусе, усаживаетесь поудобнее. Поехали!
– мы будем ехать на нашем троллейбусе, все рассматривать из окошек и запоминать все интересное.
(звучит запись движения троллейбуса до тех пор, пока я не расскажу детям о реке времени, которая протекает около нас)
– Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что по правую сторону от нас протекает, что? (река)
– Но это не просто река, это «река времени».
– А почему, как вы думаете, она так называется?
– Да, время образно сравнивают с полноводной рекой, которая всегда течет в одном направлении. Точно так же и время идет только вперед. Никому еще не удавалось попасть в прошлое, так же, как и в будущее. Но так как у нас «волшебный троллейбус», то мы сегодня и попробуем.
4.Слайд «Древность»
– Посмотрите вперед перед собой мы, где мы оказались?
– Да, мы попали в эпоху «древность»
– Расскажите, как жил первобытный человек?
(жил в пещере, носил шкуры животных, готовил пищу на костре, охотился на диких животных, транспортом ему служили его собственные ноги)
5.Слайд «Человек первобытный с лошадью»
– Шли годы. Древний человек все думал, как же ему облегчить свою жизнь.
– И что он придумал? (он однажды приручил дикую лошадь)
– Какую помощь человеку оказывала лошадь? (охотился верхом на ней, пахал землю, перевозила грузы)
– Лошадь стала для человека первым транспортом.
– Каких животных приручил еще человек, чтобы передвигаться и возить грузы? (бык, осел, собака, …)
6.Слайд «Колесо»
– Человеку очень хотелось передвигаться быстрее, и как вы думаете, что он придумал? (колесо)
– Да, колесо – великое изобретение, которое изменило жизнь людей.
– Какую роль выполняет колесо? (необходимая часть машины, машина едет)
— Вот они придумали колесо, и как же дальше с ним быть?
– Что с ним делать? (ответы детей)
7.Слайд «Первая повозка»
– Верно, люди стали делать самые простые повозки на колесах. Изначально колеса представляли собой сплошной круг, который намертво скреплялся с основной осью и вращался, соответственно вместе с ней. Такие повозки были очень громоздкими и неповоротливым на поворотах.
8.Слайд «Повозка с мулами»
В такие повозки запрягали неторопливых быков – мулов.
9.Слайд «Река времени»
– Итак, уважаемые исследователи, предлагаю сделать остановку, выйти из троллейбуса, и пройти к реке времени поближе. С помощью карточек, которые лежат перед вами, мы отметим какой период времени мы посетили? (дети выбирают эпоху). И чем же нам запомнился он нам, какими значимыми событиями? Что появилось на этом этапе времени? (дети выбирают и вывешивают)
– Молодцы, ребята, продолжим наше путешествие?
10.Слайд «Волшебный троллейбус» (звук)
– Занимаем посадочные места, трогаемся в путь дальше.
11.Слайд «Старина»
– Следующая эпоха, которую мы с вами посетим, называется «Старина».
– Как вы понимаете слово «старина»?
– Посмотрите, как уже одеты дети в это время. Что-то изменилось? Что?
– А как вы думаете, в транспорте в эту эпоху произошли какие-то изменения?
– Какие?
12.Слайд «Телега»
– А что это за повозка такая? Как она называется? (телега)
– Она отличается от предыдущей повозки? Чем?
– Как телега использовалась человеком?
13.Слайд «Женщины на телеге»
– А какие средства передвижения еще использовались людьми в «старину»?
14.Слайд «коллаж телега, сани, карета»
– Как мы уже заметили, разнообразии транспортных средств передвижения становиться уже чуть больше.
- Слайд «Сани»
– Как использовали сани?
16.Слайд «Карета»
– А чем карета отличается от телеги?
– Кто мог позволить себе ездить на карете в то время?
— Вот так появляется первый транспорт на колесах!
- Слайд «Река времени»
– Сейчас у нас намечается остановка, что нам нужно будет сделать?
Физкультминутка:
– Ребята, у нас есть предмет, похожий на колесо – обруч. Он тоже может катиться. Предлагаю вам немного размяться и посоревноваться. Кто из вас, самый внимательный и ловкий (объясняю правила)
- Слайд «Волшебный троллейбус» (звук)
– Молодцы, ребята, предлагаю вам снова продолжить наше путешествие!
19.Слайд «эпоха Возрождения»
– Следующая эпоха, которую мы с вами будем изучать – эпоха Возрождения. Такое сложное и интересное слово (закрепление словаря).
– Как вы поминаете слово «возрождение»?
– Шли годы, людям хотелось, чтобы перемещаться можно было удобнее, быстрее и на дальние расстояния.
– Человек думал, как сделать так, чтобы повозка поехала сама без лошади?
– Как вы думаете, что они придумали?
- Слайд «Паровой автомобиль»
– Что же приводило в движение автомобиль?
– Для чего этой машине такой большой котел? (в медный котел наливали воду и топили его дровами, чтобы получить пар. Пар приводил в движение двигатель и автомобиль сам двигался, но он развивал очень низкую скорость, всего 16 км/ч)
– Так появился первый паровой двигатель
- Слайд «Первый бензиновый автомобиль»
– А что это за транспорт? Может из вас кто-то знает?
— Это первый автомобиль, который заправлялся бензином.
– Что вы можете рассказать о нем? (колеса разные: 2 больших сзади и 1 маленькое переднее, нет тяжелого котла)
– Как управляли таким автомобилем? (с помощью ручки)
- Слайд «Генри Форд»
– Дорогие исследователи, это Генри Форд – первый человек изобретатель, который создал доступный для всех жителей планеты автомобиль.
— Вот такой, который вы видите перед собой.
- Слайд «Автомобиль
– Что можете сказать про этот автомобиль? (крыша, 4 одинаковых колеса, фары, руль, двери)
24.Сдайд «коллаж автомобили Форда»
– Началось время автомобилей в честь Генри Форда.
— Вот мы и познакомились поближе с эпохой Возрождения. Останавливаемся.
- Слайд «Река времени»
–Ребята, понравилось вам путешествовать в прошлое?
– Но нам пора возвращаться.
- Слайд «Волшебный троллейбус» (звук)
27. Слайд «г. Клинцы центр»
– В каком времени мы очутились?
– Как вы догадались?
– А может быть, кто-то узнал место, куда мы приехали?
– Что мы видим в нашем городе, справа от фонтана? (машины)
- Слайд «Автомобиль»
– Чем удобен современный автомобиль? (навигаторы, подушки безопасности, кондиционер, подогрев сидений и т.д.)
– Как чувствует человек себя в своем автомобиле? (комфортно, уютно)
29.Слайд «Река времени»
– Исследователи, а вот и остановка, пора нам отправиться к реке времени.
Игра «Хорошо – плохо»
– Я хочу предложить вам поиграть на берегу реки. Образуйте круг.
– Ребята, вот как вы думаете, автомобиль — это хорошо? Почему? (дети передают мяч по кругу)
– Скажите, может быть автомобиль — это плохо? Почему?
- Слайд «Автомобиль будущего»
– Ребята, где мы еще не были?
– В будущем времени.
– Предлагаю заглянуть туда, прокатится.
– Каким вы представляете автомобиль будущего?
– Да ученые изобретатели работают над машинами будущего, т.к. мы не можем себе представить жизнь без автомобилей, ведь теперь он – друг и помощник человека.
– Эти знания, мы не можем отметить на реке времени, т.к. никому нельзя заплыть реку наперед. Верно?!
– Об этом мы можем только пофантазировать.
Итог.
– Ребята, вам понравилось быть исследователями?
– Что нового и интересного вы узнали в путешествии?
-Кто хочет может еще раз пройти вдоль берегов реки времени, наш автомобиль мы возвращаем Симке и Шпульке обратно …
Воспитатель находит раскраски в боксе и предлагает детям их раскрасить дома или в группе, а затем оформить их в альбом.