Методы и приемы организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников

0
362

Башкирева Оксана Леонидовна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад с. Стрелецкое
Яковлевского района
Белгородской области»

«Методы и приемы организации поисково-исследовательской
деятельности дошкольников»

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это — объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой.

Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н. Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении. На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно — экспериментирование в практику работы дошкольных учреждений внедряется медленно. [4]

Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.

В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников целесообразно использовать комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Необходимо помнить, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой.

Определены основные принципы организации детского экспериментирования:

  • связь теории с практикой;
  • развивающий характер воспитания и обучения;
  • индивидуализация и гуманизация образовательной деятельности;
  • целостность и системность образовательной деятельности;
  • организация взаимодействия детского сада и семьи.

Определены и созданы следующие педагогические условия организации опытно-экспериментальной деятельности:

  • создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития познавательного интереса;
  • включение занимательности в содержание образовательной деятельности;
  • создание проблемно-поисковых ситуаций;
  • вовлечение в выполнение творческих заданий;
  • интеграция разнообразных видов детской деятельности в процессе экспериментирования.

Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
  • предлагает различные варианты ее решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы.

Одним из главных условий решения задач опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Экспериментированием пронизана сама жизнь ребёнка – дошкольника. Соприкасаясь с окружающим миром, он ежеминутно, ежечасно исследует, экспериментирует и в итоге – познаёт.

В науке эксперимент используется для получения знаний, неизвестных человечеству в целом. В процессе обучения он применяется для получения знаний, неизвестных данному конкретному человеку.

Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание «детское экспериментирование». Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Поддъякова [2]

Таким образом, создание необходимых условий, систематичность, плановость включения занимательности в содержание интегрированных занятий по проблеме развития познавательной активности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, вовлечение в выполнение творческих заданий, где  используются такие методы работы как: проблемное обучение, увлекательные эксперименты для индивидуальной и групповой работы с использованием графических изображений для фиксации объектов в процессе экспериментирования, дает возможность нашим воспитанникам развивать свою познавательную активность.

Библиографический список

  1. Вераксы Н. Е., Галимов О. П. «Познавательно-исследовательская деятельность дощкольников», ФГОС, Мозаика-Синтез, 2014 г. – 80 с.
  2. Поддьяков А. Н. «Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт». / М.: Национальное образование, 2016. – 304с.
  3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.:Мозаика синтез, 2014. — с.
  4. Силина Е. Н. Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 939-942. — URL https://moluch.ru/archive/132/37099/ (дата обращения: 23.04.2018).

 

Участие – заочное

Секция 2. “Активные методы и приемы в организации самостоятельной деятельности дошкольников”

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь