«Традиция образа»

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки»

0
749

Рябцева Оксана Владимировна
воспитатель
ДО АНО «ПДС «Введенский»
Белгородская область, город Старый Оскол

ПОСТОЯННО действующий Всероссийский заочный профессиональный практико-ориентированный конкурс для педагогов – 2023 год
Номинация – «Методическая мозаика»
Раздел – “Конспект НОД”

Тема: «Светлый Образ»
Цель: Сформировать у детей представление о праведной жизни и светлом образе Преподобного Сергия Радонежского.

Задачи:
1. Познакомить детей с социокультурной категорией традиций образа.
2. Подводить детей к пониманию праведной линии жизни.
3. Развивать представление о взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего.
4. Обогатить восприятие образа Преподобного Сергия Радонежского посредством музыкального искусства, познакомить детей с музыкальным жанром «духовный стих».
5. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, воспитывать любовь к православной культуре к светлым образам русского народа.

Предварительная работа:
Работа с книгой №3 «Светлый образ»
рассматривание иллюстраций о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
чтение фрагментов книги И. С. Шмелёва «Благословление», «Сын радости», «В пустыне Преподобного Сергия», «Чудо об источнике», «Предание о первых деревянных игрушках».

Словарная работа. (Образ, мудрость, праведный, преподобный).

Материал для занятия:
Книга для развития детей №3 «Светлый образ».
Иллюстрации с изображением «Свято – Троицкой Сергиевой Лавры».
Образ Сергия Радонежского.
Иллюстрации преподобного Сергия с медведем, святого источника.
Аудио записи (праздничный колокольный звон, духовный стих «Тихий свет на Маковце-горе», былинные наигрыши)
Мультимедийный проектор.
Презентация.
Иконки.

материалы в печатный сборник 

Ход занятия:
Слайд 1 (Тема занятия)

Вводное слово:
Слайд 2 (иллюстрация Свято-Троицкой Сергиевой Лавры)
Звучит аудио запись колокольного звона

Прошли века, и там, где прежде
Была лесов дремучих ширь,
Стал в белокаменной одежде
Оплотом веры монастырь.
Кресты и главы золотые
Венчают иноков приют,
Где мощи Сергия святые
Нетленно в раке почиют.
Лавра святая, родная,
Как ты нам всем дорога,
Кто тебя только не знает,
Чья не ступала нога…
Дети с педагогом стоят у интерактивной доски с иллюстрацией Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В: – На высоком холме, окружённый величественными белоснежными стенами возвышается Свято-Троицкий монастырь, сверкая золотыми куполами.
В: – Скажите, а кто основал этот монастырь?
Д: – Преподобный Сергий Радонежский.
В: – Ребята, мы с вами уже очень многое узнали о Сергии Радонежском на предварительных занятиях. Сейчас я вам предлагаю разделиться на пары. Каждая пара выбирает одну картинку на столе, потом вы должны собрать пазлы по этой картинке.
Собирают пазлы в парах.

В: – Молодцы, все собрали свою картинку. А теперь вам нужно по своей картинки рассказать, из какого она эпизода жизни Сергия Радонежского.
Слайд 3 (Иллюстрация – Сын радости)
В: – Расскажите, как называется ваша картина.
Д: – Сын радости.
В: – А что изображено на ней.
Д: – Родители держат на руках младенца – Сергия.
В: – Кто были родители Сергия Радонежского?
Д: – Божии угодники Кирилл и Мария.
В: – А что означает выражение «Божии угодники?»
Д: – Правдивые люди перед Богом и перед людьми.
Слайд 4 (Иллюстрация – «Беседа старца с Варфоломеем»)

В: – Расскажите о детстве Сергия Радонежского. Что вам показалось необычным и удивительным в жизни Варфоломея?
Д: – Он никак не мог овладеть грамотой, но однажды встретил старца, который помолился за Варфоломея, дал кусочек хлеба. После этого Варфоломей познал грамоту.
Слайд 5 (Иллюстрация – «Сергий Радонежский с медведем»)

В: – В чем проявилась доброта Преподобного Сергия.
Д: – Он всегда делился хлебом с медведем.
Слайд 6 (Иллюстрация – «Чудо об источнике»)

В: – К какому произведению эта иллюстрация?
Д: – «Чудо об источнике»
В: – Почему источник называют Чудотворным?
Д: – Потому что источник появился благодаря молитвам Преподобного Сергия.
Слайд 7 (Сергий трудолюбивый)

В: – Хорошо, а что изображено на вашей картинке? Как она называется?
Д: – Наша картина называется – Сергий трудолюбивый.
В: – А почему она так называется?
Д: – Сергий отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом.

Педагог обобщает ответы детей:
В: – Всю жизнь Сергей Радонежский стремился установить среди людей братские отношения. Он учил людей хранить любовь, правду, заботиться о нищих и бездомных.
Слушание духовного стиха «Тихий свет на Маковце-горе…»
В: – В жизни Сергий Радонежский очень любил детей. И всегда использовал возможность поиграть с ними в веселые хороводные игры. Сейчас я вам предлагаю сыграть в одну такую веселую народную хороводную игру «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
Русская народная игра «Золотые ворота»

Слайд 8 (Портрет Сергия Радонежского)
В: – Ребята, мы с вами знакомимся со Светлым образом Преподобного Сергия Радонежского. Он является ангелом хранителем земли русской, чудотворцем, уже при жизни его называли святым.
Он с ранних лет служил Богу. И за свое усердие, трудолюбие получил от Господа дар чудотворения. К преподобному Сергию Радонежскому тянулись русские люди за добрым словом, просили его о благословении и исцелении.
У Сергия Радонежского были ученики, которые разошлись по Руси и положили начало новым монастырям, так как сделал это Сергий Радонежский, когда основал Свято-Троицкий монастырь.
И поныне живет в душе нашей образ Преподобного Сергия Радонежского и направляет нас на путь праведный.
В: – Какие эпизоды из жития преподобного Сергия Радонежского вам больше запомнились?
Д: – Об учении, медведе, источнике…
В: – Почему люди обращались за помощью, советом к нему?
Д: – Потому что он всем помогал, наставлял на путь истинный.
В: – Какие пословицы о добре, трудолюбии, правде вы знаете? И объясните, как вы их понимаете.
Д: – 1. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
Смысл пословицы (Если человек чего-то хочешь, то одного желания очень мало, надо обязательно что-то для этого сделать).
2. «У кого душа добра, тот краше золота и серебра»
Смысл пословицы (Добрый человек, даже если у него нет дорой одежды и украшений, все равно будет выглядеть красиво. Никакие украшения не красят человека, как его доброе отношение и его поступки к окружающим).
3. «Правда в воде не тонет и в огне не горит»
Смысл пословицы (Правда сама есть огонь палящий и неиссякаемый родник подлинной жизни).
4. «Добрый человек в доброте проживет целый век»
Смысл пословицы (Если человек дарит другим людям добро, то и сам будет получать от них добро).
В: – Молодцы, правильно. Люди всегда обращались к преподобному Сергию Радонежскому за советом и помощью потому, что считали его праведным.
Слайд 9 (Деревянные игрушки)
В руках у воспитателя деревянная игрушка.
В: – Ребята у меня в руках замечательные деревянные игрушки. А кто расскажет, как появились первые деревянные игрушки?
Д: – Когда Сергий Радонежский возводил свой монастырь, вокруг валялось осень много деревянных чурок, Преподобный вырезал фигурки людей и животных и одаривал ими детей.

Индивидуальная работа
В: – А теперь присядем за столы. Ребята, у вас на столах лежат листочки с заданием. Кто догадался, что нужно сделать?
Д: – Нужно дорисовать зеркальное отражение креста и раскрасить его.
В: – Правильно. Выполняем задание.
Выполняют работу в листочках.

Рефлексия.
В: – Молодцы, с заданием справились. Дети, что интересного вы узнали о Сергии Радонежском. А вы чему бы хотели научиться у Сергия Радонежского?
Д: – Быть умны ми, трудолюбивыми, честными…
В: -Дорогие ребята, Преподобный Сергий Радонежский покровитель всех учащихся, так как вам скоро идти учиться в школу, я хочу подарить вам образ Сергия Радонежского, если вам будет трудно в учебе обращайтесь к нему с молитвой, и он обязательно вам поможет.
Дарение иконок Преподобного Сергия Радонежского детям.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь