«Снежная зима»

0
1284

Котельникова Инна Васильевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 32 «Дружные ребята»
Старооскольского городского округа

 

«Снежная зима»
конспект логопедического занятия для дошкольников 5-6 лет с нарушением зрения и ОНР

 

Цель: обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков.
  • Развитие языковых навыков путём образования родственных слов.
  • Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Снежная зима»).
  • Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словообразования и словоизменения (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; подбор и использование в речи родственных слов).
  • Закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов.
материалы в печатный сборник 

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти, мелкой моторики рук.
  • Развитие речевого слуха.
  • Развитие зрительного анализа и синтеза.
  • Развитие диалогической речи.
  • Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

Воспитательные:

  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
  • Воспитание умения договариваться, работать в малых группах.

Форма занятия: подгрупповая, фронтальная.

Категория детей: дошкольники 5-6 лет с нарушением зрения, имеющие общее недоразвитие речи.

Оборудование: индивидуальные картинки по теме «Зима», иллюстрация картины Васнецова А. М. «Зимний сон», аудиозапись «Зимний вальс» (композитор Н. Рубцов), бумажные снежинки, предметные картинки (лыжи, коньки, санки, снеговик), игра «Геоконт» В.В. Воскобовича, магнитные буквы, магнитная доска, контурные и силуэтные картинки по теме «Зима».

Словарная работа: предметы: лед, зима, снеговик, ветер, лыжи, санки; признаки: морозная, холодная, снежная, ветряная, студеная; действия: заморозила, замела, завьюжила, запорошила, падает, стучит, трещит, дует, засыпает.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций о зиме;
  • закрепление знаний о зимних приметах;
  • чтение и обсуждение произведений И.С. Никитина «Встреча зимы», Е. Труневой «Первый снег», Г. Скребицкого «Зима»;
  • проведение дидактической игры «Что неправильно нарисовал художник?».

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед предлагает детям послушать аудиозапись «Зимний вальс» и отгадать загадку.

– Кто, угадай, седая хозяйка?
– Тряхнет перинки – на небе пушинки (зима).

Логопед просит детей по отгадке узнать, о каком времени года сегодня будем говорить на занятии.

Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме. Давайте вспомним признаки зимы, кто называет, тот садится на стульчик (дети отвечают и садятся: снег, холод, мороз, вьюга, метель, буран, гололедица, стужа, пороша).

Основная часть.

Дети проходят на свои места и рассматривают иллюстрацию картины Васнецова А. М. «Зимний сон» и индивидуальные картинки по теме «Зима».

  1. Игра «Закончи предложение» (задание на образование относительных прилагательных).

 Логопед задает вопросы по содержанию картинок:

– Ребята, а что вы знаете о зиме? Какая погода может быть зимой?
– Я хочу предложить вам варианты ответов, а вы дополните:

  • – Если на улице идёт снег, то погода… (снежная).
  • – Если на улице холодно, то погода… (холодная).
  • – Если на улице мороз, то погода… (морозная).
  • – Если на улице ветер, то погода… (ветреная).
  • – Если на улице стужа, то погода… (студёная).

– Какие краски понадобились зиме, чтобы нарисовать эту картину?
– Какая зима на ваших картинках? (снежная, морозная, холодная).

Логопед предлагает детям посмотреть, запомнить и положить свои картинки рядом с картинками других детей на стол так, чтобы получилась большая зимняя картина.

– Ребята, как вы назовете эту картину? – «Снежная зима».

  1. Игра «Что наделала зима?» (задание на образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за»).

Логопед: Зимушка столько всего наделала! Посмотрите.

  • Пришла зима с морозами и всё… – (заморозила).
  • Река покрылась льдом и … – (заледенела).
  • Метель мела и все тропинки… – (замела).
  • Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
  •  Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
  1. Дидактическая игра «Совмести контурное и силуэтное изображение»

Логопед: Вы любите гулять зимой?
– В какие игры вы играете на зимней прогулке?

Логопед выкладывает перед детьми карточки с контурными изображениями предметов (лыжи, коньки, санки, снеговик, ведро, мяч, скакалка) и предлагает детям закрыть картинками-силуэтами те предметы, которые подходят для зимы.

  1. Дыхательное упражнение «Снежинки» (Раздаю детям бумажные снежинки).

Логопед раздает детям бумажные снежинки и предлагает детям сделать глубокий вдох через нос, вытянуть губы трубочкой и медленно выдохнуть через рот, чтобы снежинки «полетели».

Логопед: – А ещё наши снежинки умеют кружиться в воздухе. Выпрямите спину, положите снежинку на ладошку, сделайте глубокий вдох через нос, пошлите воздух в животик и медленно выдохните через рот. Дети повторяют упражнение 10 раз.

  1. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Логопед предлагает детям разделиться на команды и отвечать на вопросы. Кто больше даст правильных ответов, тот становиться победителем в игре.

Логопед: – Зима покрывает землю белым, пушистым ковром. Ребята, я буду читать стихотворение, а вы будете добавлять слова, связанные со словом «снег». Слушайте внимательно.

«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —
Серебристые … (Снежинки.)

На дорожки, на лужок
Всё снижается … (Снежок.)

Вот веселье для ребят —
Всё сильнее … (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (Снежки.)

Словно в белый пуховик
Нарядился … (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — … (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой … (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил … (Снег.)»

  1. Физкультминутка «Снег»

Дети выходят в круг и выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись как снежок! (А. Барто).

  1. Дидактическая игра «Собери слова»

Логопед: – Ребята, я подготовила для вас слова о зиме (магнитные буквы на магнитной доске расположены в разброс), но подул морозный ветер, и все слова разлетелись. Помогите мне их собрать (зима, снег, снежки, лыжи, санки).

  1. Дидактическая игра «Делаем буквы»

Логопед: – Перед вами игра «Геоконт», Возьмите резиночки – «паутинки» в руки и попробуйте с их помощью сделать силуэты букв, которые находятся в начале слов, собранных нами ранее (- з, – с). Посмотрите на собранные силуэты букв и произнесите звуки – С, З. Снежная метель «свистит» – С-С-С. «Зазвенели» сосульки – З-З-З. А теперь «посвистите» и «позвените» поочередно С-З-С-З.

Заключительная часть.

  1. Дидактическая игра «Найди одинаковые снежинки»

Логопед обращает внимание детей на то, что в пространстве группы лежат снежинки, они все разные, но есть и похожие.

  • – Найдите две одинаковые снежинки и встаньте в общий круг.
  • – Вспомните, что мы сегодня делали на занятии. Кому, что понравилось? Если задания были для вас легкими, то поднимите вверх 2 снежинки, а если были задания, которые вызвали затруднения у вас, то поднимите 1 снежинку.

Дети, стоя в кругу, показывают снежинки и делятся своими впечатлениями о занятии.

Логопед прощается с детьми.

Список литературы:

  1. Колесникова Е.В., 500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет. – Изд. 2-е, переработанное. – М.: – изд. «Ювента», 2004.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи, 3-й уровень. Методическое пособие для логопедов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.
  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.
  4. Нищева Н.В. Семь игр для развития речи дошкольников. Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2003.
  5. Нищева Н.В. Играйка-собирайка – 7. Игры и упражнения для развития речи, мышления, тонкой моторики детей среднего и старшего возраста. Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2010.

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь