Проект “Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста”

0
7086

     Всероссийский постоянно действующий ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ конкурс педагогов ДОО «Лучший методический материал педагога»-2021

Павлова Октябрина Андреевна

воспитатель

МБДОУ Детский сад «Чуоранчыык»

с.Вилючан Сунтарский улус

Республика Саха (Якутия)

   Проект “Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста”

материалы в печатный сборник 

Введение

       Уже в дошкольном возрасте дети открывают для себя мир человеческих отношений. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей. Именно опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка, а также во многом определяет особенности самосознания человека и его отношение к миру.  Следовательно детский коллектив должен быть базой накопления детьми разностороннего положительного опыта.  Cюжетно -ролевая игра –это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В процессе её развития ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными они ни казались.

        Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Удивительная открытость чувств и переживаний, разнообразие притязаний и достижений ребенка в игре позволяют многое понять в его личностном становлении и культурном развитии. Эта особенность игры была отмечена  известными психологами и педагогами Д.Б. Элькониным, Д.В. Менджерицкой, А.П.Усовой, А. В. Калинченко, Ю.В. Микляевой, В.Н. Сидоренко, Е.В. Зыгиной, В.Я. Вороновой, Н.В.  Краснощековой. Научные данные показывают, что игра, с присущей ей свободой, реализует внутреннюю потребность ребенка в постоянном поиске нового, выборе и воплощении своих замыслов. Фактически игра становится для дошкольника своеобразной «школой» саморазвития. В игре как свободной и самостоятельной деятельности создаются реальные возможности развития ребенка как личности, способной к самореализации.На мой взгляд, сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение для формирования положительных взаимоотношений детей и формирования положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста.

           В процессе игр, создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту.                                                                                                                                                                       Данную тему, я выбрала потому что меня волновали отношения между детьми моей группы. Не было сплоченного коллектива, дети делились на микрогруппы, которые тяжело шли на контакт между собой. Присутствовала грубость, агрессия, неуважительное отношение как к друг другу, так и ко взрослым. Исправить эту ситуацию я решила с помощью сюжетно-ролевых игр. Ведь именно игра занимает центральное место в процессе усвоения норм и правил, в которой сюжет и роль являются их моделями. Я считаю что, данное исследование актуально и значимо, особенно в настоящее время, в связи внедрением ФГОС ДО, когда в дошкольном образовании намечается отход от традиционной формы организации жизни детей в детском саду по «учебному» типу, и все большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности, в том числе, сюжетной игре, как важному фактору развития ребёнка.

 Актуальность:

        Игра важна для каждого ребёнка! В игре дети учатся видеть, понимать, размышлять, фантазировать, даже сами того не замечая подходить творчески в сложившейся ситуации. Дети передают в игре самих же  взрослых, то есть переносят увиденное в свой личный опыт и этим для них сюжет становится интереснее, а мы взрослые можем помочь и наблюдать за дальнейшими действиями.

Ведь детский возраст – это время чудес, и много всего интересного, где дети учатся, познают  и расширяют свой кругозор.

          В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремиться человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Присмотритесь внимательно к детям, к тому, как они проводят свой досуг, и вы увидите, как беден и ограничен выбор игр, которыми они пользуются изо дня в день. Как часто ребята не могут найти применения своим силам, не знают, чем себя занять – им не знакомы веселые игры и затеи.Никакие мультфильмы, фильмы, компьютерные игры и многое другое не заменит в жизни ребёнка живую настоящую игру, в которой он реально, а не виртуально может принимать участие. Отсутствие игры приводит к тому, что обедняется словарный запас, психологический фон, социальный опыт дошкольника, а этого допускать никак нельзя. В связи с этим, тему моего проекта считаю актуальной на сегодняшний день.Сюжетно – ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем.Сюжетно-ролевые игры  – самая привлекательная деятельность для детей, ребенок в процессе игры ощущает свободу и в действиях и в отношениях и в суждениях. Ролевая игра позволяет развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем.  В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.

Цель: Обогащать игровой опыт детей, как фактор формирования положительных взаимоотношений между детьми , расширять сюжет игры, подводить детей к созданию собственных игровых замыслов.

Задачи:

– Воспитывать интерес к сюжетно-ролевым играм, развивать  сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего

– Закрепить представление детей о профессиях

-Создать предметно-пространственную образовательную среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.

Тип проекта: творческий, познавательный.

Период проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Новизна: Сюжетно-ролевая игра рассматривается, как ведущий вид деятельности на раннем   уровне  психического  развития  ребенка  и  как  одно   из   наиболее действенных   средств  формирования у него представлений об окружающем мире, учит взаимоотношения в нем и помогает формировать положительные отношения ребенка со сверстниками и взрослыми. Введение новых ФГОС дошкольном  образовании   диктует обновление содержания и  форм  работы всех   комбинаций образовательных областей, и это несомненно даст хороший  результат в работе

Проблема: В нашем современном мире очень много различных гаджетов, и наши дети погружены в этот компьютерный мир.  Дети меньше играют между собой, находят общий язык со своими сверстниками, скуднеет их речевая активность,  а  большинство родителей заняты на работе,  и на ребёнка остаётся мало времени. А ребёнок хочет внимание,  поиграть со своими  родителями: мамой и папой. Ведь в игре формируется все качества личности ребёнка, он узнаёт , познает этот мир через игровую деятельность.

      В следствии чего  ребёнок не может самостоятельно играть, ему это  просто не интересно. Если говорить о современных детях, прежде всего нужно сказать, дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало.  А ведь именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях. 

     Поэтому наша задача состоит в том , чтобы научить детей играть в сюжетно ролевые игры и обратить внимание родителей воспитанников  на сложившуюся проблему, объяснить что с ребёнком надо и нужно играть , разговаривать , ведь из увиденного  и услышанного от взрослого дети переносят в свой игровой опыт.

Формы реализации проекта:

  1. Информационно-познавательные беседы
  2. Речевые игры
  3. Чтение художественной литературы, заучивание стихов.
  4. Работа с родителями – подготовка атрибутов к игре

Предполагаемый результат:

  1. Объединение коллектива
  2. Расширению знаний о труде взрослых
  3. Развитие связной речи, обогащение словаря
  4. Повышение уровня развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта:

-Подготовительный

-Основной

-Заключительный

Ожидаемые результаты:

         Нам удалось привлечь детей и их родителей к проекту. Дети приобретут знания о разных профессиях, о труде людей разных профессий через   сюжетно – ролевые игры. Так же дети приобретают опыт, умения играть вместе, сообща, проявляя доброжелательность, при помощи чего смогут создавать различные игровые сюжеты, благодаря чему у них развивается воображение, фантазия, диалогическая речь.

I этап – подготовительный.

  1. Сбор и анализ информации.
  2. Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.
  3. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию представлений детей об игре.
  4. Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы).

Анализ результатов педагогической диагностики

II этап – основной.

-Работа с детьми.

-Работа с родителями.

            Работа с детьми

1.Анкетирование детей группы

2.Беседы с детьми: «Продавец», «Парикмахер», «Врач», «Воспитатель».

3.Проведение НОД по познавательному развитию «Все профессии важны»

4.Художественно эстетическое развитие: рисование, лепка ,аппликация.

5.Чтение художественной литературы ,отгадывание загадок, заучивание пословиц.

6.Дидактические  игры: «Разрезные картинки «Профессии»», «Лото»,«Профессии», «Ателье – моды», пазлы «Виды профессий», «Все профессии важны, все профессии нужны». «Кому что нужно»,«Дорожное движение». «Чья одежда, «Транспорт».

7.Экскурсии: «В прачечной», «В медицинский кабинет», «На кухне».

  1. Сюжетно – ролевые игры: «Строители»; «Парикмахерская – «Салон красоты»; «Ферма», «Регулировщики»; «Школа», «Магазин» .  «В цирке»; «Пожарный» , «МЧС», « Ветеринар – добрый Доктор Айболит»

Работа с родителями

1.Анкетирование родителей «Роль игры в жизни ребенка»

2.Консультации для родителей :

«Сюжетно ролевая семья в жизни ребёнка »

«Ролевые игры, школа общения!»

«Если с ребёнком не играть»

  1. Конкурс плакатов для родителей «Вместе весело играть»

4.Изготовление и приобретение  атрибутов родителями для сюжетно ролевых игр.

  1. Изготовление и шитье костюмов для сюжетно ролевых игр.

III  этап заключительный

Изготовление педагогами настольных игр, картотеки игр

Изготовление и оформление ширмы для сюжетно ролевых игр

Изготовление лэпбука «Детский сад»

Оформление презентации проекта, подведение итогов.

Показ проекта педагогам в ДОУ

Заключение.  Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т.д.

      В ходе реализации проекта дети стали более увереннее играть друг с другом,  в сюжетно ролевые игры, находить общий язык, договариваться между собой – кто кем будет. У детей обогатился словарный запас,  диалогическая речь стала лучше. В игровых ситуациях у детей появился опыт , что способствовало в дальнейшем к развитию сюжетов. Они аккуратнее и  бережнее относятся к игровым атрибутам.

      Так же дети узнали много разных профессиях и где могут работать эти  люди. Узнали,  что труд взрослых может быть трудным и тяжёлым, и что его надо ценить и уважать.

 Использованная  литература:

  1. Н.А. Виноградова, Н.В.Позднякова :Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников-2010 г
  2. . 2. Н.Ф Комарова, : «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду».- 2012 г.
  3. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под ред. Н.Н.Поддьякова, Н.Я.Михайленко. – М.: Педагогика, 1987.
  4. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь