Галкина Светлана Викторовна
воспитатель
Скоробогатых Олеся Алексеевна
воспитатель
Савина Надежда Ивановна
воспитатель
МБДОУ ДС №61 «Семицветик»
Старый Оскол, Белгородская область
РОЛЬ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: В статье раскрывается потенциал русских народных сказок в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Именно в этом возрасте дети проявляют тягу ко всему сказочному и чудесному. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогам раскрыть воспитанникам множество морально-нравственных истин.
Ключевые слова: Нравственно-патриотическое воспитание, народная культура, русские народные сказки, любовь к Родине.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста одно из основных направлений ФГОС ДО.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, у них происходит становление личности и формирование патриотических чувств, таких как любовь к близким, родному краю и Родине.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видят перед собой малыши, чему они изумляются и что вызывает отклик в их душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны ими глубоко, но играют большую роль в становлении личности дошкольников-патриотов.
Так как патриотические чувства закладываются в детях с раннего возраста, то они с самого рождения привыкают к окружающей среде, природе родного края, культуре своей страны, быту своего народа.
Россия – полиэтническая страна и потому в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.
Народная культура несет в себе истины, дающие образец отношения к окружающему. Эти истины на протяжении многих веков отработаны и проверены людьми в личной жизни. [3, с. 52]
Народная мудрость, воспитывающая в детях гордость за свой народ, заключена в интересном выразительном слове – сказках. Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей у дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как наблюдается тенденция к снижению интереса к традициям русского народа, его обычаям.
Сказка – это духовное богатство культуры, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
Дети как никто иной проявляют тягу ко всему сказочному.
Именно сказка способствует развитию эмоционального и нравственного опыта дошкольников, помогает оценивать свои поступки и переживать за поступки окружающих людей.
Русские народные сказки формируют у воспитанников нравственные представления о нормах социальных отношений и поведении, стремление подражать положительным героям. Они учат различать добро и зло, трудолюбие и лень, простоту и хитрость и т.п.
Во многих сказках внимание детей привлекается к красоте природы, к внешнему виду животных и птиц. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему. Важно, чтобы дошкольники не просто слушали ту или иную сказку, но и осознавали её идею, вдумывались в подробности происходящего.
В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Уже в этом возрасте, рассказывая русские народные сказки «Репка», «Теремок», мы учим детей быть дружными и помогать друг другу. А при знакомстве со сказкой «Маша и медведь» предостерегаем от попадания в сложные ситуации. «Гуси–лебеди» воспитывает послушание и уважение родителей, «Бобовое зернышко» – заботу о ближнем.
В старших группах мораль сказок «Хаврошечка», «Морозко» говорит о том, что справедливость восторжествует, а зло будет наказано, и если быть добрым и бескорыстным, счастье всегда придёт к человеку. [4, с. 64]
Очень трудно перечислить все, чему учат сказки. Их вклад в воспитание личности детей трудно переоценить, он просто огромен.
Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становятся девицы-красавицы, а для мальчиков – добрые молодцы, любящие свою Родину. Такие персонажи для дошкольников являются далекой перспективой, к которой они будут стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев.
В сказках мы не найдем прямых указаний, как нужно делать, а как нельзя, но в их содержании всегда заложен урок, который дети и воспринимают. Сказки обладают притягательной силой и позволяют воспитанникам свободно мечтать и фантазировать, раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
В детском саду после чтения или рассказывания сказок педагоги всегда беседуют с детьми, чтобы выяснить их эмоциональное отношение к героям, поступкам, раскрыть их чувства. По прочитанным сказкам с дошкольниками организовываются инсценировки, где дети изображают каких-то сказочных героев, постигают мотивы действия персонажей и впитывают способы поведения. [1, с. 181]
В дошкольном возрасте, воспринимая сказку, дети, с одной стороны, ассоциируют себя со сказочным героем, и это позволяет им ощутить и осознать, что не у них одних есть такие трудности и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов дошкольникам предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка детских способностей и веры в себя. При этом малыши отождествляют себя, конечно же, с положительным героем.
Дошкольники должны отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, – источник проявления всех эмоций детей, в том числе и радости. В атмосфере комфорта и радости легко зарождаются такие душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность. [2, с. 112]
Для более осознанного восприятия детьми знаний о традициях русской культуры, её обычаев в образовательной деятельности педагоги используют различные методы и приемы. Различные формы работы: беседы, занятия, сказкотерапия, творческие виды деятельности, игры, драматизация, развлечения, помогают детям почувствовать и научиться понимать особенность национальной культуры, любить и уважать своих родных, ценить труд человека, а через всё это формировать в себе чувство гражданственности -любить Родину.
Большой вклад для приобщения детей к русской культуре вносит работа с родителями. Их помощь в изготовлении альбомов, иллюстраций к сказкам, персонажей и декораций для театральной деятельности, а также создание в группе библиотеки сказок, неоценима. Дети с желанием слушают сказки, как в детском саду, так и дома. Любовь к сказкам постоянно возрастает, расширяя кругозор детей и интерес к истории русского народа, к его истокам.
Хочется, чтобы чтение или рассказывание русских народных сказок стало доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме, и в детском саду, и способствовать воспитанию патриотизма у дошкольников.
Список литературы
- Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ/ Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова, Волгоград, 2007.-208с.
- Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников/ Н.В. Алешина, – М.,2008.-205с.
- Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М.Д. Маханева, – М., 2010.–90с.
- Петрова, И.В. Нравственное воспитание в детском саду/И.В. Петрова, Т.Д.Стульник, М.,2008.-80с.