Номеровченко Анастасия Сергеевна
Зыбина Наталья Ивановна
Темникова Светлана Николаевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
Старооскольского городского округа
Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”
Реализация целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования предполагает, что ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в других; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Одной из форм показа самостоятельности и активности является волонтёрство, которое даёт возможность раскрыться в конкретном деле, почувствовать свою значимость; предполагает проявление милосердия, ответственности и активной позиции; позволяет расширить круг общения; доставляет эмоциональную радость; способствует социализации, т.е. готовит к жизни. А жизнь – это не только академические знания.
Дошкольный возраст характеризуется, как период сензитивности для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания волонтёрского движения в детском саду.
Для волонтёра ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды В.А. Сухомлинского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко. Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.
И.А. Княжева рассматривает милосердие как умение пожалеть несправедливо обиженного, слабого, маленького, больного, независимо от их внешней привлекательности; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для ребенка.
Формирование у дошкольников доброжелательности рассматривалось в работах Л.М. Шипицыной, О.В. Заширинской, Е.И. Кульчицкой.
Работая на подготовительной группе, составила проект «Маленькие волонтёры».
Цель проекта: воспитание нравственной личности посредством внедрения волонтёрского движения в деятельность детского сада.
Задачи:
- Расширять представления о волонтёрском движении у детей 6-7лет.
- Учить помогать другим, развивать эмоциональное сопереживание, сочувствие, милосердие.
- Формировать сознательное отношение к природе.
- Развивать коммуникативные умения и навыки взаимодействия.
- Приучать работать в команде.
Гипотеза: волонтёрская деятельность сплачивает коллектив дошкольников, способствует установлению эмоциональных контактов, формированию толерантности.
Ожидаемые результаты:
- Сформированность таких качеств личности как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, бережное отношение к природе, милосердие.
- Опыт участия в добровольческих мероприятиях.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, 6-7 лет.
Продолжительность проекта: 1 учебный год.
Этапы проектной деятельности
Этапы проектной деятельности | Задачи этапа | Содержание проектной деятельности | Ожидаемый результат |
Подготовительный | 1.Познакомиться с литературой по проекту и опытом работы других педагогов.
2.Определить цель и участников. |
1.Продумать средства, методы и приёмы для организации волонтёрской деятельности | 1.Возникновение интереса воспитанников к данной теме.
Создание перспективного плана. |
Основной | 1.Организация деятельности по плану. | Знакомство с художественной литературой, проведение дидактических игр, бесед, акций; организация трудовой деятельности, праздников, театрализованных представлений; изготовление подарков и др. | Интерес детей, ответственное отношение. |
Заключительный | Проанализировать деятельность по проекту | Мониторинг проведённой работы | Достигнут ожидаемый результат |
Направления деятельности следующие: игровая деятельность, трудовая и театрализованная.
На первом этапе познакомила детей с понятиями «волонтёр», «волонтёрская деятельность», провела беседы «Добрые дела», «Кто такие волонтёры?», выставку «Какого цвета доброта?», дидактические игры, познакомила с художественной литературой.
Одним из первых значимых мероприятий была акция «Добровольцы – детям». К ней присоединились дети и родители всего детского сада. Цель: собрать игрушки и подарить их детям из соццентра на групповом празднике «Суперпапа». Все остались очень довольны.
Пригласили детей из соццентра и показали сказку «Девочка Брусничка – румяные щёчки». После показа провели мастер – класс. Мы с детьми сделали ёжиков, а гости наклеили угощение для них – фрукты и овощи. А ещё их ждало угощение – сладкие яблоки.
Не забывали мы и своих малышей. Им показывали сказки, проводили недели добрых дней: помогали одеваться, учили убирать игрушки на место, организовывали совместные игры, трудились на субботнике, помогали наносить песок в песочный ящик.
Провели акцию по созданию птичьей столовой на территории детского сада. Привлекли пап воспитанников к изготовлению кормушек. Часть кормушек подарили в младшую группу, остальные развесили на территории детского сада. Весной папы с детьми опять пришли на помощь и построили замечательные скворечники, которые также разместили на территории детского сада.
Весной опять пригласили детей из соццентра и показали им сказку «Теремок на новый лад», провели игры, подарили подарки и угощения.
В результате реализации проекта дети получили знания о волонтёрском движении, приобрели опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта способствовали формированию доброжелательности, бережного отношения к природе, сочувствия, милосердия, коммуникативных умений и навыков.