СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО

Юрина Ольга Валерьевна
Воспитатель
МДОБУ ЦРР д/с» Белочка»
Башкортостан г. Сибай

Материал принимает участие во Всероссийском профессиональном смотре-конкурсе инновационных, практических и методических методов работы «СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ»

номинация – Развивающие игровые технологии
раздел – Презентация
название – «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО»

Необходимость использования современных образовательных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста обусловлено новыми требованиями, связанными с совершенствованием содержания технологий образования в свете требований ФГОС ДО.

 На современном этапе развития общества особое значение приобретают вопросы совершенствования речевой культуры, а навыки владения связной речью становятся профессиональной потребностью в сферах общественной жизни. Развитие речевых и коммуникативных способностей – одна из важнейших задач в системе дошкольного образования. Реализация этой задачи требует от педагогов использования разных технологий речевого развития детей дошкольного возраста (О.С.Ушакова – комплексный подход к развитию связной речи, Е.А. Смирнова., – технология формирования структуры связного текста; Н.Е. Веракса – формирование структуры связного текста через использование устного народного творчества и др.)

 В своей работе с детьми с 3-5 лет я использую технологию развития связной речи Н.Е. Веракса «Играем в сказку», целью которой является подробное изучение содержания сказки, разыгрывание и моделирование ключевых моментов.

  Сказка представляет собой сложный и важный элемент культуры для детского развития. Взяв за основу башкирскую народную сказку «Нашлась работа» и начав знакомить с ней воспитанников по технологии Н.Е Веракса, А.Н. Веракса, я попыталась способствовать эффективному развитию связной речи. При изучении сказки по технологии «Играем в сказку» у детей формируется представление об одновременно существующих сериях объектов.

Рекламное сообщение     

 Освоение сказки осуществляется в течение 8 занятий. На каждом этапе освоения сказки решалась конкретная задача.

  1. На первом занятии я прочитала сказку воспитанникам и задавала вопросы по содержанию, (например: Кто пришел к хозяину? Для чего они пришли к нему? Кто из героев сказки самый большой? Что предложила лошадь хозяину? А кто самый маленький? Что предложила курица хозяину? И т.д.? дети согласовывали действия в соответствии с текстом, это является важным моментом ознакомления детей со сказкой.

2.На втором занятии воспитанники учатся правильно раскладывать картинки в соответствии с сюжетом сказки. Это происходит так: Воспитатель читает сказку, а воспитанники по ходу чтения показывают соответствующие картинки. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: на экране расположены картинки из башкирской народной сказки «Нашлась работа»:

(игра с залом)

1.Вы должны найти картинку, которая находится не на своем месте.

2.А теперь угадайте какой картинки из этой сказки не хватает!

Также иметься наглядный материал для индивидуальной работы.

ИТОГ: с помощью таких заданий наши воспитанники учатся понимать последовательность развертывания сюжета и выстраивать персонажей в порядке возрастания или убывания какого – либо признака.

  1. На третьем занятии отрабатывается умение воспитанников замещать персонажей сказки с помощью предметов – заместителей. На данном этапе нужно обязательно обратить внимание детей, на то, что карточки отличаются по величине и форме. Давайте поиграем в игру «Угадайка». Перед Вами перевернутые карточки изображением вниз. Как вы думаете, какая из этих карточек обозначает человека? А почему именно эта карточка, давайте подумаем? (Круглая карточка обозначает человека т. к., остальные-животные и домашние птицы) А теперь найдите карточку обозначающую курицу? А самая большая карточка кого обозначает? Почему? (По величине лошадь больше всех)

ИТОГ: Подбирая их по заданному признаку (в нашем случае — это величина и форма) у воспитанников развивается мышление, память при отборе условных заместителей героев сказки.

4.Следующий этап подразумевает моделирование сказки, что является необходимым условием успешного развития детского мышления. Давайте постараемся запомнить сказку с помощью этих фигур.

Какие фигуры вы видите? (Круг, прямоугольники)

 А теперь прейдем к игре «Наоборот». На экране модель сюжета сказки, приглашаю желающего найти соответствующую сказке картинку.

  1. На следующем этапе дети учатся инсценировать действия персонажей сказки, что способствует развитию их воображения.
  2. На 6 занятии «Рассказываем фрагменты сказки» отрабатывается способность детей пересказывать сказку по ее модели, что способствует развитию творчества дошкольников.
  3. На следующем этапе воспитатель продолжает отрабатывать умение детей пересказывать сказку по ее модели. Детям предлагается самостоятельно выложить модель сказки и пересказать по ней произведение

Итог: В результате у детей складывается целостное представление, как о содержании сказки, так и о ее структуре.

8.Последним этапом является разыгрывание сказки. Для обозначения роли дети получают медальоны с изображением соответствующих персонажей

Итог: в результате данного занятия закрепляется умение детей применять действие сериации в рамках конкретного содержания, а следование роли ведет к развитию произвольности.

Технология Н.Е Веракса, А.Н. Веракса предполагает и разыгрывание сказки. Нашим воспитанникам было очень интересно инсценировать действия героев, что способствует развитию их воображения. На последних этапах изучения сказки мы с воспитанниками отрабатывали их способности пересказывать сказку сначала по модели, затем всю сказку полностью и в конце, когда воспитанники освоили пересказ сказки по модели, выбрали себе роль героя сказки, получили медальоны с изображением соответствующего героя и разыграли произведение. Это все способствовало творческому развитию и умению применять действие в рамках конкретного содержания, а следование своей роли развивает в детях произвольность, а это важное направление становления личности ребенка и конечно же развитию связной речи.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь