Юрина Ольга Валерьевна
Воспитатель
МДОБУ ЦРР д/с» Белочка»
Башкортостан г. Сибай
Материал принимает участие во Всероссийском профессиональном смотре-конкурсе инновационных, практических и методических методов работы «СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ»
номинация – Развивающие игровые технологии
раздел – Презентация
название – «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО»
Необходимость использования современных образовательных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста обусловлено новыми требованиями, связанными с совершенствованием содержания технологий образования в свете требований ФГОС ДО.
На современном этапе развития общества особое значение приобретают вопросы совершенствования речевой культуры, а навыки владения связной речью становятся профессиональной потребностью в сферах общественной жизни. Развитие речевых и коммуникативных способностей – одна из важнейших задач в системе дошкольного образования. Реализация этой задачи требует от педагогов использования разных технологий речевого развития детей дошкольного возраста (О.С.Ушакова – комплексный подход к развитию связной речи, Е.А. Смирнова., – технология формирования структуры связного текста; Н.Е. Веракса – формирование структуры связного текста через использование устного народного творчества и др.)
В своей работе с детьми с 3-5 лет я использую технологию развития связной речи Н.Е. Веракса «Играем в сказку», целью которой является подробное изучение содержания сказки, разыгрывание и моделирование ключевых моментов.
Сказка представляет собой сложный и важный элемент культуры для детского развития. Взяв за основу башкирскую народную сказку «Нашлась работа» и начав знакомить с ней воспитанников по технологии Н.Е Веракса, А.Н. Веракса, я попыталась способствовать эффективному развитию связной речи. При изучении сказки по технологии «Играем в сказку» у детей формируется представление об одновременно существующих сериях объектов.
Освоение сказки осуществляется в течение 8 занятий. На каждом этапе освоения сказки решалась конкретная задача.
- На первом занятии я прочитала сказку воспитанникам и задавала вопросы по содержанию, (например: Кто пришел к хозяину? Для чего они пришли к нему? Кто из героев сказки самый большой? Что предложила лошадь хозяину? А кто самый маленький? Что предложила курица хозяину? И т.д.? дети согласовывали действия в соответствии с текстом, это является важным моментом ознакомления детей со сказкой.
2.На втором занятии воспитанники учатся правильно раскладывать картинки в соответствии с сюжетом сказки. Это происходит так: Воспитатель читает сказку, а воспитанники по ходу чтения показывают соответствующие картинки. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: на экране расположены картинки из башкирской народной сказки «Нашлась работа»:
(игра с залом)
1.Вы должны найти картинку, которая находится не на своем месте.
2.А теперь угадайте какой картинки из этой сказки не хватает!
Также иметься наглядный материал для индивидуальной работы.
ИТОГ: с помощью таких заданий наши воспитанники учатся понимать последовательность развертывания сюжета и выстраивать персонажей в порядке возрастания или убывания какого – либо признака.
- На третьем занятии отрабатывается умение воспитанников замещать персонажей сказки с помощью предметов – заместителей. На данном этапе нужно обязательно обратить внимание детей, на то, что карточки отличаются по величине и форме. Давайте поиграем в игру «Угадайка». Перед Вами перевернутые карточки изображением вниз. Как вы думаете, какая из этих карточек обозначает человека? А почему именно эта карточка, давайте подумаем? (Круглая карточка обозначает человека т. к., остальные-животные и домашние птицы) А теперь найдите карточку обозначающую курицу? А самая большая карточка кого обозначает? Почему? (По величине лошадь больше всех)
ИТОГ: Подбирая их по заданному признаку (в нашем случае — это величина и форма) у воспитанников развивается мышление, память при отборе условных заместителей героев сказки.
4.Следующий этап подразумевает моделирование сказки, что является необходимым условием успешного развития детского мышления. Давайте постараемся запомнить сказку с помощью этих фигур.
Какие фигуры вы видите? (Круг, прямоугольники)
А теперь прейдем к игре «Наоборот». На экране модель сюжета сказки, приглашаю желающего найти соответствующую сказке картинку.
- На следующем этапе дети учатся инсценировать действия персонажей сказки, что способствует развитию их воображения.
- На 6 занятии «Рассказываем фрагменты сказки» отрабатывается способность детей пересказывать сказку по ее модели, что способствует развитию творчества дошкольников.
- На следующем этапе воспитатель продолжает отрабатывать умение детей пересказывать сказку по ее модели. Детям предлагается самостоятельно выложить модель сказки и пересказать по ней произведение
Итог: В результате у детей складывается целостное представление, как о содержании сказки, так и о ее структуре.
8.Последним этапом является разыгрывание сказки. Для обозначения роли дети получают медальоны с изображением соответствующих персонажей
Итог: в результате данного занятия закрепляется умение детей применять действие сериации в рамках конкретного содержания, а следование роли ведет к развитию произвольности.
Технология Н.Е Веракса, А.Н. Веракса предполагает и разыгрывание сказки. Нашим воспитанникам было очень интересно инсценировать действия героев, что способствует развитию их воображения. На последних этапах изучения сказки мы с воспитанниками отрабатывали их способности пересказывать сказку сначала по модели, затем всю сказку полностью и в конце, когда воспитанники освоили пересказ сказки по модели, выбрали себе роль героя сказки, получили медальоны с изображением соответствующего героя и разыграли произведение. Это все способствовало творческому развитию и умению применять действие в рамках конкретного содержания, а следование своей роли развивает в детях произвольность, а это важное направление становления личности ребенка и конечно же развитию связной речи.