Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении

Исакова Вероника Анатольевна
воспитатель
МАДОУ ДС № 69 «Ладушки»
Старооскольского городского округа

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»

название – «Современные формы работы с родителями в ДОУ»

секция  – 19.«Использование современных технологий в построении партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ».

В настоящее время обозначается целый ряд проблем, как в семейном воспитании, так и во взаимодействии детского сада и семьи. Взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога.

Основная цель взаимодействия ДОО с семьей – установление доверительных отношений между участниками воспитательного процесса, а именно: детьми, родителями и педагогами, а также объединение их в одно целое, проникновение в проблемы каждого и успешное разрешение различного характера педагогических ситуаций. Взаимодействие педагогов и родителей может быть осуществлено через:

  • – приобщение родителей к педагогическому процессу;
  • – участие родителей в организации жизни ДОО;
  • – посещение родителями некоторых занятий;
  • – создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
  • – организацию выставок детских работ, которые позволяют воспитателям ближе познакомить родителей со спецификой учреждения и развивающей средой;
  • – проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, позволяющие не игнорировать чувства и эмоции детей;
  • – уважительное отношение к родителям воспитанника.

При взаимодействии с родителями можно использовать как традиционные формы взаимодействия, так и современные инновационные формы. Последнее время получили распространение современные инновационные формы сотрудничества: круглые столы по проблемам воспитания, вечера вопросов и ответов, семейные клубы, семейные посиделки, семейные праздники выходного дня, акции, родительская почта, телефон доверия, информационные стенгазеты, тематические консультации.

Рекламное сообщение     

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов возможно только при становлении детского учреждения открытой системой. Открытость дошкольного учреждения, включает «открытость внутрь» и «открытость наружу». «Открытость внутрь» – это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи – чему-то научат детей. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. Педагоги имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания. «Открытость наружу» – означает, что детский сад готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, вовлекать родителей к участию в городских и окружных конкурсах. Оформление выставок о жизни дошкольников в группе дают родителям возможность узнать, чем занимаются их дети под присмотром педагога, могут понять, что у их ребенка получается лучше или хуже всего. В процессе воспитания ребенка у родителей могут возникать спорные вопросы по процессам обучения и воспитания их детей, для их решения организовываются круглые столы. Здесь родителям предоставляется возможность высказать свое мнение, отстоять свою точку зрения. Родители совместно с педагогами делают выводы или находят для всех общее компромиссное решение возникающих проблемных ситуаций.

Родительская почта – это коробка или тетрадь, которые пополняют родители. Они пишут туда свои заметки, идеи и предложения, могут задавать интересующие их вопросы. Эти вопросы обсуждают на родительских собраниях. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем, достаточно эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

Организация и проведение акций позволяет родителям воспитанников одной группы сближаться друг с другом и становиться ближе к своим детям, и лучше узнавать их. Эта форма дает возможность увидеть своего ребенка в общении с другими детьми.

Семейные посиделки позволяют сплотиться, лучше узнать друг друга, узнать особенности воспитания каждой из семей, поделиться новыми событиями. Семейные посиделки могут проходить в форме организованного чаепития, с приготовлением сладостей и вкусностей для всех участников.

Интернет – форумы пользуются большой популярностью среди занятых родителей, у которых не хватает времени на личное общение с педагогическим составом ДОО и другими родителями. Там родители могут задать интересующие их вопросы, обсудить проблемы, касающиеся обучения и воспитания своего ребенка, высказать личное мнение или рассказать о своих предложениях. Можно делиться фотографиями и видеозаписями с утренников и праздников.

Дни открытых дверей, на которых родители знакомятся с задачами, правилами и традициями детского сада. На тематических консультациях сотрудники детского сада отвечает на все вопросы, интересующие родителей воспитанников.

Коллектив детского сада сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования; представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменение социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. Без родительского участия процесс воспитания невозможен или неполноценен. Опыт работы с родителями показывает, что применение инновационных форм взаимодействия благотворно влияет на обучение и воспитание ребенка. Если описанная выше работа с родителями и ее анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. Позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они станут непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь