Ребенок открывает мир природы

0
707

Симонова Марина Леонидовна
Костяева Марина Александровна
воспитатели
Анопкина Елена Николаевна 
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС № 28 Ладушки»
Старооскольского городского округа

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное саморазвитие педагога»

НАЗВАНИЕ  Ребенок открывает мир природы

СЕКЦИЯ – 3. Изучение природы в целях эстетического воспитания.

     Природа уже давно признана в педагогике одним из важнейших факторов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Общаясь с ней, изучая явления природы, дошкольники постепенно постигают мир, в котором они живут: они осознают роль природы в жизни человека, ценность её знаний, открывают для себя удивительное разнообразие растительного и животного мира, испытывают нравственные и эстетические чувства и переживания, которые побуждают их заботиться о сохранении и приумножении природных ресурсов. Ощущение красоты природы, окружающих людей, вещей создает у ребенка особые эмоциональные состояния, пробуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность. В настоящее время проблема эстетического воспитания дошкольников, развития личности и формирования эстетической культуры ребенка является важной задачей для воспитателей дошкольных учреждений.

     Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий его мир, его тянет к прекрасному, он ярко переживает радость общения с природой. Он открывает для себя мир во множестве цветов и звуков. Решая определенные задачи эстетического воспитания, педагог, прежде всего, стремится сформировать у дошкольников такие качества, как инициативность, умение мечтать, а также планировать результат своих действий и стремиться к нему. Однако наиболее значимой задачей можно назвать формирование эстетического отношения к окружающей нас природе. Речь идет о качестве эстетических потребностей, поскольку их важной характеристикой буде уровень художественного вкуса и идеала, которые формируются у дошкольников. Также невозможно переоценить важность самостоятельности и поощрения детей к самостоятельной активной творческой деятельности. У детей дошкольного возраста есть большое стремление к самостоятельности, независимости. Задача педагога – направить появившийся интерес в нужное русло, убедить детей в том, что, уничтожая природные ресурсы, они наносят ущерб не только красоте родного края, но и самим себе (моральный, эстетический). Мы можем «охотиться» как с фотоаппаратом, так и с кинокамерой. Такого рода «охота» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному. В работе по эстетическому воспитанию мы учитываем не только направленность интересов, но и особенности этого восприятия (эстетического). Воспринимая явления окружающей действительности, мы руководствуемся не только когнитивными и нравственными критериями, но и эстетическими принципами. Эстетическое восприятие – это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных объектов и произведений искусства. Поэтому мы формируем эстетическое воспитание дошкольников таким образом, чтобы они не оставались глухи и слепы к красоте природы на всю оставшуюся жизнь. Дошкольникам необходимо наблюдать и отмечать красоту лесов, полей, садов, замечать красоту отдельных явлений и объектов природы: необычных облаков, ярких звезд на ночном небе, серебристых рыбок, разноцветных камешков в аквариуме; рассматривать морозные узоры на окнах, искрящиеся снежинки, искрящийся снег; отмечать и сравнивать форму цветов и листьев. С этой целью мы проводим сезонные экскурсии, во время которых учимся воспринимать красоту звуков в природе: шум ветра, шелест листьев, звон капели, пение птиц. Наблюдаем как преображается природа в результате человеческого труда (посадка деревьев, цветов и т.д.)

Дошкольники постепенно начинают проявлять творческую фантазию и самостоятельность, сооружая постройки из снега, составляя букеты из цветов, изготавливая поделки из природных материалов. Эстетическое воспитание активизирует ребенка к творческой деятельности в соответствии с законами красоты и гармонии. Природа дарит детям богатейший эмоциональный опыт. Мы воспитываем добрые чувства у детей через сопереживание всему живому. Формы такой деятельности разнообразны – можно завести аквариум или «больницу для животных». Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека. Только так сформируются доброта, ответственность, чувство долга и т.д. Мы несем ответственность за все живое – и за животных, которые живут рядом с нами, и за растения – перед природой, перед обществом, перед самим собой.

материалы в печатный сборник 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь