РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ТНР

0
906

Дятлова Татьяна Владимировна
Дорохина Светлана Владимировна
воспитатели
Шмоткина Анастасия Ивановна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 15 «Дюймовочка»
Старооскольский городской округ

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции  «Профессиональное саморазвитие педагога»

секция 9. Педагогические инновации в дошкольном образовании.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

По мнению ученых, ключом сохранения здоровья ребенка является создание такой модели обучения, в которой бы учебная информация и методы соответствовали естественным законам природы и развития человека, т.е. были бы природосообразны и биоадекватны. Именно поэтому работу по развитию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи строим с первого года обучения в группе компенсирующей направленности на основе естественной закономерности формирования речи детей в норме.

Известно, что деятельность правого полушария связана с развитием чувствования с опорой на яркие художественные образы, формированием ассоциативного мышления. Таким образом, приоритетные направления нашей модели коррекционно-развивающего обучения следующие: использование сказочных образов в качестве опорных сигналов;

игровое взаимодействие художественных образов; интеграция звука, музыки, цвета, движения; ассоциация речевых форм с компонентами искусства. Коррекционная работа должна обеспечивать интеграцию ведущих линий речевого развития: фонетики, лексики, грамматики, связной речи.  В комплексном развитии фонематического восприятия видим использование межанализаторных связей на основе упражнений в скоординированной работе речеслухового, двигательного и зрительного анализаторов. Стараясь организовать коррекционное обучение и развитие детей с ОНР в виде привлекательной деятельности, каждое подгрупповое занятие проводим в виде реального или сказочного сюжета, посвященного одной из лексических тем. К лексической теме подбираем словарь c изучаемым на этом занятии звуком. Словарь сгруппирован по частям речи – существительные, глаголы, прилагательные. Слова можно вставлять в самые разные  игровые задания: «Что звучало»; «Кто позвал»; «Далеко-близко»; «Хлопни, когда ошибусь»; «Четвертый лишний»; «Подскажи словечко»; «Подбери песенку»; «Странные рассказы (чего не бывает)»; «Мы на саночках катались, наши санки потерялись»; «Починим слово»; «Слоги (слова) рассыпались»; «Поговорим на языках (вороньем, гусином)»; «Загадочный круг»; «Веселый поезд»; «Звуковой тир»; «Звуковая стройка» и другие. Игры вносят в образовательную деятельность дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный, эмоциональный оттенок. На каждом занятии детям предлагается такая игра, в результате которой у них формируются новые понятия, перестраиваются представления о слове, задается воображаемая игровая ситуация (страна живых слов, звуковой лес, звуковая стройка). В играх используются условные персонажи: Тим и Том, Умка, Звуковичок. Читающим детям предлагаются кроссворды, ребусы, деформированные тексты. Эти игры параллельно помогают актуализировать словарь, формировать обобщающие понятия, осуществлять грамматическое оформление фразы.

материалы в печатный сборник 

Развитие навыков общения, формирование фонетической стороны речи, обучение связной, грамматически правильной речи, подготовка детей к обучению в школе, коррекция недостатков моторного недоразвития осуществляется с помощью использования артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, биоэнергопластики, су-джок терапии, кинеозиологических упражнений, фонетической ритмики, массаж и самомассаж.

Данные методы являются перспективными в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической помощи они оптимизируют процесс коррекции речи детей, позволяют интереснее и разнообразнее организовать логопедические занятия.  Произнесение звуков – это результат координированной работы всего организма, а не только артикуляционных органов.

Планомерная и систематическая работа педагогов в логопедической группе способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии речи, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма.

Список литературы:

  1. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им.А.И. Герцена: Союз, 2000.
  2. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов. Логопедия, №1-2, 2003, с.28-30.
  3. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М., 2000. – С.312-318.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь