Дятлова Татьяна Владимировна
Дорохина Светлана Владимировна
воспитатели
Шмоткина Анастасия Ивановна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 15 «Дюймовочка»
Старооскольский городской округ
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное саморазвитие педагога»
секция 9. Педагогические инновации в дошкольном образовании.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
По мнению ученых, ключом сохранения здоровья ребенка является создание такой модели обучения, в которой бы учебная информация и методы соответствовали естественным законам природы и развития человека, т.е. были бы природосообразны и биоадекватны. Именно поэтому работу по развитию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи строим с первого года обучения в группе компенсирующей направленности на основе естественной закономерности формирования речи детей в норме.
Известно, что деятельность правого полушария связана с развитием чувствования с опорой на яркие художественные образы, формированием ассоциативного мышления. Таким образом, приоритетные направления нашей модели коррекционно-развивающего обучения следующие: использование сказочных образов в качестве опорных сигналов;
игровое взаимодействие художественных образов; интеграция звука, музыки, цвета, движения; ассоциация речевых форм с компонентами искусства. Коррекционная работа должна обеспечивать интеграцию ведущих линий речевого развития: фонетики, лексики, грамматики, связной речи. В комплексном развитии фонематического восприятия видим использование межанализаторных связей на основе упражнений в скоординированной работе речеслухового, двигательного и зрительного анализаторов. Стараясь организовать коррекционное обучение и развитие детей с ОНР в виде привлекательной деятельности, каждое подгрупповое занятие проводим в виде реального или сказочного сюжета, посвященного одной из лексических тем. К лексической теме подбираем словарь c изучаемым на этом занятии звуком. Словарь сгруппирован по частям речи – существительные, глаголы, прилагательные. Слова можно вставлять в самые разные игровые задания: «Что звучало»; «Кто позвал»; «Далеко-близко»; «Хлопни, когда ошибусь»; «Четвертый лишний»; «Подскажи словечко»; «Подбери песенку»; «Странные рассказы (чего не бывает)»; «Мы на саночках катались, наши санки потерялись»; «Починим слово»; «Слоги (слова) рассыпались»; «Поговорим на языках (вороньем, гусином)»; «Загадочный круг»; «Веселый поезд»; «Звуковой тир»; «Звуковая стройка» и другие. Игры вносят в образовательную деятельность дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный, эмоциональный оттенок. На каждом занятии детям предлагается такая игра, в результате которой у них формируются новые понятия, перестраиваются представления о слове, задается воображаемая игровая ситуация (страна живых слов, звуковой лес, звуковая стройка). В играх используются условные персонажи: Тим и Том, Умка, Звуковичок. Читающим детям предлагаются кроссворды, ребусы, деформированные тексты. Эти игры параллельно помогают актуализировать словарь, формировать обобщающие понятия, осуществлять грамматическое оформление фразы.
Развитие навыков общения, формирование фонетической стороны речи, обучение связной, грамматически правильной речи, подготовка детей к обучению в школе, коррекция недостатков моторного недоразвития осуществляется с помощью использования артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, биоэнергопластики, су-джок терапии, кинеозиологических упражнений, фонетической ритмики, массаж и самомассаж.
Данные методы являются перспективными в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической помощи они оптимизируют процесс коррекции речи детей, позволяют интереснее и разнообразнее организовать логопедические занятия. Произнесение звуков – это результат координированной работы всего организма, а не только артикуляционных органов.
Планомерная и систематическая работа педагогов в логопедической группе способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии речи, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма.
Список литературы:
- Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им.А.И. Герцена: Союз, 2000.
- Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов. Логопедия, №1-2, 2003, с.28-30.
- Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М., 2000. – С.312-318.