Анохина Ольга Васильевна
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
Сивкова Ольга Алексеевна
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 67 «Аистенок»
Г. Старый Оскол
Материалы Регионального научно-практического семинара «Использование прикладного анализа поведения в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»
Специалисты все чаще стали встречаться с детьми, имеющими особенности психофизиологического развития и трудности поведения. Значительная часть из группы этих детей составляет дети с расстройствами аутистического спектра. В США 92% людей с диагнозом аутизм адаптированы к жизни в социуме, в России только 10%. Помочь ребенку реализовать и способствует этому правильная организация психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде.
Одним из эффективным и хорошо зарекомендовавшим себя методом как в нашей стране так за рубежом является – метод АВА (прикладной анализ поведения).
Прикладной анализ поведения, ПАП (англ. Applied behavior analysis, ABA) — это научная дисциплина, предполагающая использование современной поведенческой теории обусловливания для изменения социально значимого поведения. Поведенческие аналитики отвергают использование гипотетических конструктов, но сосредотачиваются на объективно наблюдаемых отношениях (зависимостях) поведения и окружающей среды.
Существует множество различных методов ABA-терапии, например «Обучение в Натуральной Среде», «Вербальное поведение», и «DTT – Обучение Отдельными Блоками».
Метод DTT основывается на разбиении навыков на этапы, повторении и усилении.
Обучение отдельными пробами – подход к обучению один-на-один, используемый для обучения навыкам в запланированной, контролируемой и систематической манере. DTT используется, когда ученик нуждается в том, чтобы навык изучался небольшими повторяющимися этапами. Каждая проба или возможность для обучения имеет определенное начало и конец, то есть границы, определяющие отдельный блок. Для подкрепления целевых навыков и поведений используется положительная похвала или прямое поощрение.
С КЕМ И ГДЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ?
- Обучение детей с раннего возраста до начальной школы при любом функциональном уровне.
- Наиболее часто применяется с маленькими детьми от 2 до 9 лет.
- Применяется дома, в школе или амбулаторных условиях.
СТРУКТУРА DTT
Отдельный блок представляет собой трёхчастную последовательность A-B-C:
- A: инструкция (SD) и подсказка
- B: ответ ребёнка
- C: последствие и подсказка.
На практике:
[Инструкция]-[задержка 3-5 секунд]-(подсказка)-[целевая реакция]-[поощрение].
В зависимости от системы подсказок после неверного ответа может предоставляться либо подсказка, либо коррекционный блок.
ИНСТРУКЦИИ. Предлагается начинать с кратких инструкций, но «как только ученик начнет прогрессировать, инструкции должны усложняться и содержать больше слов». Предоставление более сложных языковых конструкций может улучшить обобщение и подготовить ученика к естественным ситуациям, моделировать более естественную речь и увеличивать вовлечение ученика на обучающих сессиях.
ВАРИАТИВНОСТЬ ИНСТРУКЦИЙ. Предлагается варьировать инструкции в зависимости от ученика и условий среды.
- Если приобретение навыков не замедляется с использованием более сложных инструкций, ученик может быть готов к варьированию инструкций.
- Если будет установлено, что на данный момент простые инструкции являются наилучшим выбором для данного ученика, варьирование лучше не применять.
Варьирование инструкций на ранних стадиях обучения может привести к более медленному приобретению навыков, но к более эффективной генерализации и поддержанию. Терапист должен стремиться использовать варьирование, так как оно предоставляет лучшую генерализацию и не дает заскучать ученику.
Подсказка – процедура, позволяющая увеличить вероятность совершения реакции.
ВИДЫ ПОДСКАЗОК
- Вербальная подсказка — слова и вопросы.
- Моделирование – имитация целевого движения или речи «живой» моделью или на видеозаписи. Физическая подсказка – физический контакт ученика и инструктора.
- Жестовая подсказка – движение руками, головой, туловищем, мимика, взгляд.
- Визуальная подсказка — картинки, знаки, текст.
- Позиционная подсказка — расположение стимулов в пространстве.
ИЕРАРХИЯ ПОДСКАЗОК
- Полная физическая
- Частичная физическая
- Моделирование
- Жестовая
- Позиционная
- Визуальная
- Вербальная
- Подсказки нет
ТРАДИЦИОННЫЙ ВАРИАНТ
Традиционный DTT отличается строгостью, практически полностью исключает гибкость или индивидуализацию, зависящие от ответов ученика.
- предоставлять простые инструкции, например, «мяч» вместо «потрогай мяч»;
- не менять инструкции между пробами;
- придерживаться одного специфического типа подсказки или системы ослабления подсказок;
- избегать лишних стимульных подсказок;
- отдавать предпочтение безошибочному обучению и избегать коррекционных процедур;
- использовать строгую прогрессию (от массовых проб к расширенным пробам и к случайной ротации);
- обучать только в “стерильной”/не отвлекающей среде.
Существуют также рекомендации строго уравновешивать порядок презентации и размещения целевых и нецелевых стимулов внутри и между пробами (контр балансировка).
СОВРЕМЕННЫЙ ВАРИАНТ DTT
- Выбирайте способ презентации и размещения целевых стимулов, основываясь на ученике;
- Используйте естественные языковые инструкции, когда возможно;
- Меняйте инструкции сразу, как только это становится возможным;
- Используйте гибкую систему ослабления подсказок;
- Используйте последствия для обучения дополнительным навыкам (использование инструктирующей обратной связи, может привести к дополнительному обучению: «Ты выбрал шапку, молодец! Шапку ты носишь, когда холодно!»);
- Не стоит пренебрегать процедурой коррекции ошибки;
- Собирайте данные (будьте гибкими);
- Обучайте и в “нестерильной” среде.
Для DTT существует множество разновидностей систем сбора данных, которые позволяют отслеживать прогресс ученика:
- По каждой пробе (непрерывный сбор данных);
- По 1 холодной пробе (в начале, во время случайной пробы, во время последней пробы);
- По 3 холодным пробам;
- Усредненный сбор данных (разным процентным диапазонам присваиваются номера на шкале Лайкерта).
DTT обычно проводят в формате индивидуального занятия, один на один. Оценка результативности работы с ребенком – это уверенное владение им соответствующим навыком. Этот метод работает. И подвергать сомнению его результативность сегодня не приходится.