Эколого-развивающее пространство ДОУ как средство воспитания младших дошкольников

Кальчина Виталина Анатольевна
воспитатель
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
г. Старый Оскол

Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”

 

     В нашем детском саду часто рассматривается проблема экологического воспитания детей младшего возраста. Однако, в настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания для дошкольников всех возрастных групп на качественно новый уровень.

     Одним из таких инновационных подходов является создание на территории ДОУ единого эколого-развивающего пространства, способствующего:

  • предоставлению возможности общения со сверстниками в практической деятельности по защите природы;
  • внедрению в ход природоохранных мероприятий идей и предложений самих детей по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических проблем;
  • использованию комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования ребенка;
  • включённости детей и родителей в событийную жизнь детского сада по экологическому воспитанию.

         Новизна состоит в объединении условий группового пространства и пространства территории ДОУ в единый центр по воспитанию эко-волонтёров дошкольников с современным оборудованием и развивающей средой.

         Цели проекта:

Рекламное сообщение  

   Формирование основ экологического волонтёрского мировоззрения у детей младшего дошкольного возраста, через организацию в ДОУ единого эколого-развивающего пространства.

         Волонтер (фр. volontaire – доброволец) – любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность.

         Волонтерская деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

         Отмечено, что вопросы воспитания социальной активности личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики. Идеи о воспитании общественной активности подрастающего поколения отражены в трудах А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко. Современные теоретико – методологические подходы к развитию социальной активности молодежи отражены в работах М.И.Рожкова, в отечественной науке появляется все больше исследований, в которых явление социальной личности рассматривается в контексте социализации (М.В.Поддубная, М.В.Демиденко и др.)

         Ведущие современные психологи, педагоги, социологи и философы считают, что молодежная добровольная общественная деятельность сегодня не только поможет решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социально – значимых качеств молодежи, формированию у нее активной жизненной позиции.

         Исходя из анализа, можно сделать вывод, что вопросам волонтерства, общественной активности детей дошкольного и школьного возраста в литературе уделяется достаточное внимание.

         Описание технологии опыта. Предпосылкой для возникновения волонтерского движения в детском саду стали школьники – волонтеры, оказавшие помощь в покраске участка летом. У дошкольников возник интерес, почему школьники приходят им на помощь? Когда я рассказала им о волонтерской деятельности, многие ребята выразили желание участвовать в ней. Так сформировалась команда.

         Создав группу волонтерского движения, определив уровень сформированности социально – значимых личностных качеств детей – волонтеров, мной были определены следующие задачи:

  • – формирование позитивных установок на добровольческую деятельность;
  • – формирование практических навыков участия в волонтерском движении;
  • – воспитание духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией;
  • – развитие коммуникативных навыков.

         В процессе работы придерживалась таких принципов:

  • – добровольности;
  • – партнерства и сотрудничества;
  • – творчества и соавторства;
  • – развития и самореализации;
  • – создания ситуации успеха.

         Организация волонтерства осуществлялась в три этапа:

  •  I этап – социально-психологическая подготовка волонтёров;
  • II этап – развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий;
  • III этап – определение перспектив дальнейшего развития волонтёрского движения.

         Практика показала, что дети не могут сразу оказывать помощь другим, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков, поэтому задача первого этапа заключалась в обучении детей – волонтеров.

         В процессе работы с детьми – волонтерами старалась создать такие условия, при которых повышалась бы социальная значимость их деятельности. Чтобы интерес у детей к волонтерской деятельности не угасал, использовала такие формы работы, как проектная деятельность, мастер – класс, участие в акциях.

         Для того чтобы не упустить ничего важного, учесть все нюансы, разрабатывался план работы на месяц или более, в зависимости от сложности выбранной ребятами деятельности. В процессе составления плана учитывались интересы, возможности, социальный опыт, выдвинутые предложения детей.

   Я считаю, что идея организации волонтерского движения в детском саду способствует позитивной социализации дошкольников. И, надеюсь, что и в школьном возрасте ребята продолжат заниматься волонтерской деятельностью. А родители, активно принимавшие участие в волонтерской работе, будут своих детей поддерживать и помогать им.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь