Перцева Любовь Васильевна, воспитатель
Романова Оксана Витальевна, воспитатель,
Голощапова Тамара Васильевна, музыкальный руководитель,
Анисимова Вера Алексеевна, музыкальный руководитель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 62 «Золотой улей»
Старооскольского городского округа.
Материалы принимают участие во Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное саморазвитие педагога»
секция – 9. Педагогические инновации в дошкольном образовании
название – ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
На современном этапе важной задачей дошкольного образования являются помощь в развитии и социализации детей. Личностная зрелость формируется через общение, знакомство с окружающей действительностью, организованную образовательную и игровую деятельность дошкольников. Одним из эффективных методов повышения интереса детей к образовательной, игровой, самостоятельной деятельности является использование информационно-коммуникационных технологий, гарантирующих качество дошкольного образования.
Создание единого электронного образовательного ресурса в ДОУ позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников интересным, информационно лаконичным, удобным, красочным, а для педагогов хороший помощник в подготовке к занятиям, беседам, виртуальным экскурсиям, при изучении новых методик, при подборе наглядных пособий. Как правило, подготовка мультимедийных презентаций, видеороликов, интерактивных постеров помогает объединить большой объем демонстрационного материала, освобождает от бумажных наглядных пособий, позволяет расширить естественный и тематический фонд. Воспитатель имеет возможность реализовать собственные идеи и творческие замыслы, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогают разнообразить и усовершенствовать образовательный процесс.
Использование информационно-коммуникационных технологий в режимных моментах благоприятствует исследовательской и познавательной деятельности дошкольников, способствует развитию воображения, творчества, памяти, мышления, позволяет моделировать различные ситуации делать осознанный выбор и общими усилиями добиваться нужного результата.
Применение мультимедийных презентаций во время бесед, ситуативных разговоров позволяют показать детям наглядные ситуации, которые «трудно объяснить на словах или увидеть» для того чтобы проанализировать ситуацию и сделать правильный вывод. Виртуальные экскурсии помогают дошкольникам расширить представления о достопримечательностях и предприятиях родного города, об общественных событиях, традициях, о малой и большой Родине. Содержание и структуру виртуальной экскурсии можно разнообразить играми, викторинами, соревнованиями. Это позволит сделать экскурсии интересными, увлекательными и незабываемыми, а также закрепить полученную информацию.
Усилить эффект образовательного воздействия на эмоциональное восприятие учебного материала позволит использование музыкального сопровождения, художественных образов, использование видеороликов. Дети виртуально могут попасть в концертный зал, познакомится с творчеством композиторов, с разными музыкальными жанрами, видами искусства, такими как балет, опера, театр, просмотреть видеоролики. С помощью мультимедийных презентаций зрительное восприятие с музыкальным сопровождением позволяет быстрее и глубже принять и запомнить предложенный материал, разнообразить эмоциональное впечатления детей.
При изучении и закреплении пройденного материала с детьми правил дорожного движения и безопасного поведения на улице, на дороге помогают интерактивные плакаты. Плакаты можно использовать в свободной деятельности в режиме дня, как в индивидуальной, так и в групповой (подгрупповой) работе. Использование плаката подразумевает обязательное участие взрослого, так как информационный блок рассчитан на прочтение его содержания детям. При выполнении заданий на закрепление знаний взрослый принимает участие в обсуждении, контролирует правильность ответов. Отвечая на вопросы блока контроля, дети еще раз повторяют основные правила дорожного движения и в конце получают в награду «бонус». Использование данного пособия позволит повысить мотивацию детей к изучению правил дорожного движения и сделать этот процесс увлекательным и интересным. Перед педагогом, освоившем информационно-коммуникационные технологии открываются безграничные возможности для плодотворной творческой работы с дошкольниками. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать пребывание ребенка в детском саду ещё более интересным и познавательным, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества воспитанников. Таким образом, информатизация дошкольного образования открывает воспитателю новые пути и средства образовательной работы.
Но не стоит забывать, что использование информационных технологий в образовательном процессе дошкольников – это средство для реализации целей и задач, поставленных перед воспитателем. Каким бы положительным потенциалом обогащённого развития личности ребенка они не обладали, заменить живое общение педагога с ребенком они не могут и не должны.