Международный день музыки ежегодно отмечается 1 октября, начиная с 1975 года. Он был учрежден по инициативе Международного музыкального совета. Одними из инициаторов учреждения этого дня стал композитор Дмитрий Шостакович.
В преддверии дня музыки автор программы «Музыкальные шедевры» Ольга Петровна Радынова, которая плодотворно сотрудничает с издательством «Творческий Центр Сфера» рассказала, как привить интерес детей к классической музыке.
Ольга Петровна, ежегодно 1 октября отмечается Международный день музыки, расскажите, какая композиция на Вас произвела впечатление, что Вы решили посвятить себя музыке?
Я росла в семье, где звучала музыка, хотя родители не были музыкантами, но дома прослушивались пластинки на 78 оборотов с разными записями – от народных песен до опер. Две старшие сестры учились играть на фортепиано и мама немного играла.
Когда мне было 4 года, я стала просить, чтобы и меня учили играть на пианино. Помню, как педагог, которая приходила обучать старших сестер, вытащила меня из-за пианино вместе со стулом, а я плакала и кричала, что хочу учиться. После этого случая меня стали обучать фортепианной игре.
Моей любимой была грустная музыка. Помню, что очень сопереживала, когда слышала песню «Отдавали молоду на чужую сторону»…
Музыкой мне заниматься нравилось. Когда я повзрослела, то часто не замечала времени, когда занималась, оно бежало очень быстро.
Какое произведение Вас вдохновляет и какое дарит спокойствие или радость?
Все чувства, которые меня волнуют, заставляют сопереживать, я нахожу в музыке Ф.Шопена и Ф.Шуберта. Хотя И.С.Бах, А.Вивальди, В.-А.Моцарт, Л.В.Бетховен, И.Брамс, П.Чайковский, С.Рахманинов и многие другие композиторы волнуют, вдохновляют, радуют или вызывают слезы.
Поделитесь профессиональными советами, как родителям привить интерес к классической музыке у детей? С чего следует начать? Как подбирать репертуар?
Сегодня все концепции развития детей первым требованием выдвигают наличие развивающей среды. В данном случае развивающая среда – это сама музыка, которая должна звучать в семье. Дети должны при этом ощущать заинтересованность близких людей, когда звучит музыка. Важно проявлять внимание к танцевальным импровизациям детей, игре на детских инструментах, к рисованию музыки, помогать проявить интерес, побуждая к действиям – «научить куклу, мишку танцевать», взяв их на руки и покружиться под музыку, «посмотреть, как ребенок играет на каком-либо инструменте, рисует».
Методическое пособие на 10 дисках «Музыкальная шкатулка» издано в издательстве «Сфера» с книгой пояснений «Слушаем музыку» представляет собой подборку контрастных произведений и фрагментов, доступных вниманию ребенка, с пояснениями и заданиями ребенку по каждому из них. Это пособие очень удобно для развития ребенка в семье. (Короткие, привлекательные фрагменты, краткие беседы по всем темам программы). Беспроигрышно начать с «Шутки» Баха. На первом из 10 дисков «Музыкальная шкатулка» это дивное произведение звучит в двух разных исполнениях – камерного оркестра и в исполнении на трубе. Можно сравнить их, потанцевать, нарисовать.
При этом важно не переусердствовать в своем желании приобщить своего ребенка к музыке. Нужно слушать понемногу (по два контрастных произведения) можно потанцевать вместе с ребенком, выбрать инструмент и поиграть на нем.
Расскажите, как Вы стали сотрудничать с издательством «Творческий Центр Сфера»? С какого проекта началась общая история?
Общая история началась в 2008 году, уже после издания программы в другом издательстве, когда программа была апробирована и внедрена в практику.
Мне посоветовал один из авторов, публиковавшихся в «Сфере», охарактеризовав его как надежное и набирающее силу, перспективное издательство книг по дошкольному воспитанию.
В издательство «Сфера» я пришла в 2010 году, В это время я начала перерабатывать фонохрестоматию, выпущенную на семи аудио-кассетах, записанную с виниловых пластинок, и перезаписывать ее в отличном качестве, без каких-либо звуковых помех. Получилось 10 СД дисков «Музыкальная шкатулка», к которым я написала книгу «Слушаем музыку» с краткими аннотациями всех записанных произведений (их около 500) и заданиями для детей. Кроме того, там приведены эмоциональные характеристики содержания этих произведений, доступные развитию мышления и речи детей разного возраста («словарь эмоций» для каждого произведения), что облегчает их применение педагогами и родителями.
10 дисков «Музыкальная шкатулка» с книгой кратких пояснений «Слушаем музыку» к Программе «Музыкальные шедевры» издано впервые в «Сфере» в 2019 году. Это пособие является результатом творческих поисков всей моей жизни на пути приобщения детей к Музыке.
Ольга Петровна – вы автор образовательной программы «Музыкальные шедевры», которую выпускает издательство «Творческий Центр Сфера». Расскажите, как возникла идея ее создания и каким образом вы ее выстраивали? На что делали акцент?
Идея создания программы «Музыкальные шедевры» возникла, когда я начала работать с детьми. Я чувствовала их рождающийся интерес к музыке. Они просили исполнить произведения, которые полюбили, радовали родителей на утренниках, которые интересовались, какое произведение звучало в том или ином танце.
Я понимала, что программа должна иметь ясные целевые установки – в моей программе «Музыкальные шедевры» целью является «Формирование основ музыкальной и общей культуры». Важно, чтобы выбор педагогом произведений был интересен ему самому, чтобы увлечь детей музыкой.
Поэтому все произведения сгруппированы по темам и представлены в избытке. Это предполагает свободу их выбора, проявление творчества педагога, в отборе самих произведений для сравнений и выборе рекомендуемых в программе приемов. Прослушивая новые произведения, педагог или родители повышают уровень и своей музыкальной культуры.
В преддверии Международного Дня музыки, что Вы посоветуете музыкальным педагогам в детских садах?
Если Вы сможете увлечь ребенка настоящей, никогда не устаревающей, классической музыкой, он будет помнить Вас всю жизнь и будет благодарен Вам как прекрасной Фее, открывшей двери в мир красоты!