ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

0
857

Ансимова Наталья Александровна
Долгих Ирина Валерьевна
Котлярова Надежда Васильевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
г. Старый Оскол

Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания
ИЮНЬ – 2023

Дошкольное образование, получаемой ребёнком в детском саду, является первой ступенькой в системе непрерывного образования ребёнка. Современный детский сад – это образовательное учреждение, которое ориентированно на каждого воспитанника с учётом его особенностей, потребностей, интересов, возможностей. Работая в тесной связи с родителями воспитанников, современные педагоги уделяют большое внимание не только подготовке ребёнка к школьной жизни (образование), но и воспитанию, и развитию его личностных качеств (коммуникативных навыков, самостоятельности в принятии решений, креативности мышления и др.). Поэтому, вашему вниманию представлены диагностические методики изучения особенностей взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста, которые позволит показать уровень хороших взаимоотношений у дошкольников.

Диагностическая методика «Разложи картинки».

Цель: выявить представления старших дошкольников о правилах взаимоотношений со сверстниками и умение дать оценку детских поступков с моральных позиций.

Ребёнку предлагается рассмотреть картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей к сверстникам. Разложить рисунки на две группы и объяснить каждый поступок. Далее задавались вопросы:

  • Что случилось с детьми на этой картинке?
  • Почему ты положил эту картинку сюда?
  • Чем тебе понравились (не понравились) эти дети?
  • Почему так нужно (не нужно) поступать?
  • Какие правила знают (не знают) эти дети?
  • Откуда ты узнал эти правила?

Критерии оценки:

материалы в печатный сборник 

Высокий уровень: все рисунки разложены правильно, выбор обоснован с позиции моральных требований; ребёнок понимает и адекватно оценивает ситуации общения, изображённые на картинках, называет правила, определяющие отношения детей друг к другу.

Средний уровень: рисунки разложены правильно, ребёнок понимает смысл ситуаций, но своего решения даёт преимущественно с позиции личного опыта и конкретной ситуации; общее правило затрудняется сформулировать.

Низкий уровень: ребёнок допускает ошибки в распределении поступков, оценка отдельных ситуаций неадекватна, ребёнок не может обосновать свой выбор с нравственных позиций, мотивирует необходимость правильного поведения внешними причинами.

Диагностическая методика «Настоящая помощь».

Цель: выявить понимание детьми состояние сверстника, находящегося в затруднительном положении, и путей справедливого выхода из трудной ситуации.

Содержание ситуации: Оля, Наташа и Катя выполняли задание воспитателя – расписывали красками матрёшек для выставки. Оля сразу красиво расписала свою матрёшку, а у Наташи никак не получалось. Когда Оля это увидела, она громко засмеялась и сказала: «Ну, как всегда, у тебя ничего не получается!» Но когда Катя увидела, что у Наташи ничего не получается, она поступила по-другому, не так, как Оля. Как ты думаешь, что она сделала?

Критерии оценки:

Высокий уровень: умение правильно понять смысл ситуации и дать оценку происходящего; предложить адекватный способ разрешения проблемы; выделить правила взаимоотношений в совместной деятельности; умение прокомментировать предложенное решение.

Средний уровень: дети понимают смысл ситуации, но дают не полную оценку ситуации, иногда затрудняются ответить; выбирают способ решения проблемы не совсем правильный;

Низкий уровень: дети затрудняются с ответом, дают неправильную оценку происходящего, не знают правил взаимоотношений;

Ситуация выбора «Порадуй друга»

Цель: выявить умение детей проявить внимание к сверстнику в условиях выбора линии поведения.

Содержание ситуации: Дети красками рисуют рисунки на тему «Моя любимая сказка». Воспитатель создаёт атмосферу общей заинтересованности: украсить группу новыми рисунками, «Чтобы все видели, какие яркие и красивые рисунки умеют делать наши дети».

После того как дети закончили рисование и любуются рисунками, воспитатель вспоминает, что Соня давно не приходит в детский сад, болеет. Подчёркивает, как одиноко заболевшей девочке без друзей, как она мечтает вернуться скорее в свою группу.

Затем воспитатель предлагает желающим детям послать свой рисунок. Соне, кто хочет порадовать Соню, отдаёт рисунок воспитателю, и он вкладывает его в большой конверт. Дети, которые предпочитают, чтобы их рисунки висели в группе, складывают их на отдельном столе. Если ребёнок спрашивает у воспитателя, как поступить, тот не подсказывает ему, а просто отвечает: «Подумай и решай сам».

Критерии оценки:

  • Высокий уровень: ребёнок с готовностью предложил свой рисунок.
  • Средний уровень: ребёнок сделал окончательный выбор после колебания.
  • Низкий уровень: ребёнок отказался это сделать.
  1. Есть ли в вашей речи слова-паразиты? (Да, нет.)
  2. Наблюдаете ли вы эти слова в речи детей? (Да, нет.)
  3. Как вы обращаетесь к супругу(ге) в присутствии вашего ребёнка чаще всего: по фамилии, имени, в уменьшитель­но-ласкательной форме?
  4. Как часто вы разговариваете с супругом(ой), располагаясь при этом в разных комнатах, спиной друг к другу? (Час­то, иногда, всегда.)
  5. Когда вы разговариваете, то стараетесь смотреть в глаза говорящему или отводите взгляд?
  6. В вашей семье чаще принято разговаривать громким, нор­мальным или тихим голосом?
  7. Делаете ли вы замечание супругу(е), если он(а) разговари­вает громким голосом?
  8. Как часто вы и ваш супруг(га) торопитесь говорить, не выслушивая друг друга до конца? (Часто, иногда, всегда.)
  9. Часто ли вы общаетесь, используя улыбку?
  10. Разговаривая с окружающими, вы сопровождаете выраже­ния жестикуляцией — чрезмерной, в норме?
  11. Как часто ваш ребёнок становится свидетелем сцен выяс­нения ваших отношений с супругом(ой)? (Часто, иногда, всегда.)

На основе изучения современных диагностических методик, мы можем сделать вывод о том, что универсальным методом формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста является игра, в которой ребёнок приобретает опыт общения, столь необходимый для жизни в обществе, коллективе, именно здесь в полной мере обеспечивается постоянное диалогическое взаимодействие ребёнка со сверстниками. Во время игры происходит формирование общественных качеств детской личности: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, умение учитывать интересы другого.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь