Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики

0
131

Горожанкина Юлия Владимировна, воспитатель
Акинина Елена Ивановна, воспитатель
Колесникова Оксана Юрьевна, педагог-психолог
Симонова Людмила Юрьевна, учитель-дефектолог
МБДОУ ДС № 28 «Ладушки»
Старооскольского городского округа

НАЗВАНИЕ  – Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики

СЕКЦИЯ – 2. Организация экскурсионной работы в музее как средство развития познавательной активности дошкольников

Патриотическое воспитание является важным условием всестороннего развития личности. Именно в дошкольном возрасте происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма.
Президент России В.В. Путин определяет патриотизм, как «…любовь к Родине. Любовь нельзя ни купить, ни подарить, нельзя заставить любить. Можно создать условия, чтобы молодой человек дорожил тем, что ему досталось от своих дедов и прадедов. Это всё должно быть в нашей душе, в нашем сердце. Это то, без чего человек не может существовать, если хочет быть человеком…» Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к её природе, культуре, народу. Патриотическое воспитание ребёнка – основа формирования будущего гражданина.
Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т. к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции – истинными ценностями. Назначение мини-музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно – пространственную среду. Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
Роль мини-музея в патриотическом воспитании: помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры; способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности; позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Во многих дошкольных учреждениях создаются различные музеи, характеризующие развитие человеческого общества. Музейная педагогика включает в себя такие формы работы как: собирание, хранение, изучение, знакомство с предметами и документами.
Именно музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания, а также реализует актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать. Формы и методы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в обществе.
Музей очень любят дети, в нем они узнают об истории родного края, знакомятся с бытом русского народа, слушают увлекательные рассказы о народных праздниках и обрядах. Причем, если в младшей группе даются только названия старинных предметов и демонстрируется их функциональное использование, то в старшей подчеркивается историческая преемственность с современными аналогами. Например, лучина-керосиновая – лампа-электрическая; валек – чугунный утюг на углях – электрический утюг и пр.
В детском саду дети знакомятся с устным народным творчеством. Это песенки, потешки, скороговорки, русские народные сказки о животных и волшебные сказки.
В нашем детском саду создана комната русского быта «Русская изба», что помогает педагогам более тесно приобщить детей к культуре и быту своего народа. В каждой группе имеется разнообразный дидактический материал по ознакомлению дошкольников с народным творчеством. Имеются зоны по изобразительной деятельности и театрализации, которые постоянно пополняются разнообразными материалами и пособиями. Народное творчество в воспитательно-образовательной работе с детьми используется педагогами ДОУ в различных видах деятельности: как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.
Важным условием социализации дошкольников является тесная взаимосвязь с родителями. Взрослые должны осознать, что они воспитывают своих детей, прежде всего своим примером, каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его нравственные качества, его гражданскую позицию.
Таким образом, использование музейной педагогики в организации педагогического процесса способствует познавательному, нравственно- патриотическому воспитанию детей, вовлечение родителей способствует формированию гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.

 

материалы в печатный сборник 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь