Цель: ознакомление с буквами алфавита.
Задачи: учить анализировать звуковой ряд, состоящий из двух гласных звуков. Закреплять: знания о гласных звуках; умение ориентироваться на плоскости. Познакомить с буквой У. Воспитывать самостоятельность.
Ход.
Я расскажу тебе про маленькую пчелкуууу. Ее звали Ууууля. Однажды ранним ууутром Ууулявылетела из домика – ууулья. Она полетела на лууууг за дальний лес собирать мед. Уууля весело напевала: «У-у-у, у-у-у. Много меда соберуууу!» Возле пруууда Уууля ууувидела уууткууу. Мама-ууутка ууучила плавать ууутят. Уууля полетела дальше. Смотрит ползет по камууушкууу ее знакомый уууж. «Доброе ууутро, уууж!» – «Доброе ууутро, Уууля!». Пчелка полетела дальше, напевая: «У-у-у, у-у-у. Для всех меда соберуууу!» Какую песенку пела Уля? (У-у-у-у). Песенка пчелки похожа на звук [у]. Вспомните слова со звукам [у] из истории про пчелку Улю. С какого звука начинаются эти слова? Выделите этот звук в словах голосом.
1. Артикуляция звука.
При произнесении звука [у] губы в форме трубочки, язык лежит за нижними зубами, воздух проходит спокойно и плавно, не встречая на своем пути преграды, звук произносится голосом.
2. Характеристика звука.
Как мы называем звуки, которые произносятся с голосом и не встречают преград во рту? (Гласные звуки). Значит звук [у] – гласный. Пролетая лес, Уууля уууслышала, как кто-то кричит» «Аууу!». Это девочка потерялась. Уууля ей говорит: «У-у-у, у-у-у. Иди за мной. Я выведууу!» Вывела Уууля девочкууу из дремучего леса и довела до самого дома. У девочки был маленький братик. Малыш плакал: «Уууа-уууа!» Пчелка емууу медкууу оставила. И полетела дальше.
Вспомните, как плакала потерявшаяся девочка в лесу (ау) и плачущий малыш в кроватке (уа). Сколько звуков в слове «ау» вы слышите? (Два). Какой первый звук в слове? (Звук [а]). Какой второй звук в слове «ау»? (Звук [у]). Какие это звуки? (Гласные).
3. Знакомство с буквой У.
У звука [у] есть своя буква У. Давай прочитаем слово. Будем обозначать гласные звуки красным квадратом. Это схема слова «Ау». Теперь самостоятельно прочитай слово и составь его схему. Уа.
4. Упражнение на развитие ориентации на листе бумаги.
Вот луг на листе бумаге. Наконец Уууля прилетела на луууг. (Дать луг и пчелку). Летает пчелка, смотрит вниз. Где находится пчелка? (Вверху). Как много красивых цветов. Стала пчелка на цветы садиться собирать нектар. Сядет на один цветок, потом снова в воздух поднимается. И снова сядет. И снова поднимается. Где растут цветы ? (Внизу). Когда пчелка садится на цветок, как она летит? (Снизу – вверх). А когда поднимается с цветка, как она летит? (Сверху, вниз). Покажи, как летает пчелка.