Самойлова Валентина Витальевна
учитель-логопед
Красичкова Наталья Александровна
Устинова Людмила Борисовна
педагоги-психологи
МБДОУ ДС № 15 «Дюймовочка»
г. Старый Оскол
НАЗВАНИЕ – Воспитание маленького патриота большой Родины
СЕКЦИЯ – 1. Формы, методы и приемы, технологии работы в мини-музее в ДОУ в соответствии с ФОП ДО
Родина место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную и материальную сопричастность.
В корнях слов Родина, Отечество заложены близкие каждому образы родителей, тех кто дает жизнь своему ребенку. Формирование чувства патриотизма у дошкольников — это процесс длительный и сложный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Любовь к Родине начинается с любви к родному краю-месту, где ребенок родился и растет. Важно с раннего детства знакомить детей с природой, культурой, историей и традициями своего региона. Все это поможет сформировать у детей чувство гордости, уважения к своей малой родине и ее жителям.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий ля становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, воспитания инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В дошкольном возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина.
Знакомые патриотические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям -отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой ребенок живет, детскому саду, родному городу.
Патриотизм — это любовь к Родине, преданностью своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность вплоть до самопожертвования стоять на защите Родины.
В воспитании маленького патриота мы перед собой ставим следующие цели: формировать чувство патриотизма, любовь и привязанность к «малой» и «большой» Родине.
Для достижения данной цели определили следующие задачи.
1. Воспитывать духовно-нравственные качества личности ребенка через приобщение их к истории и культуре родного края, которая неразрывно связанна с историей страны.
2. Формировать интерес к историческому прошлому России, истории и культурным ценностям родного города. его традициям.
3. Обогащать, систематизировать и расширять знания детей о родном городе, на основе мини музеев, которые организованны в детском дошкольном организации.
В современных условиях осуществление данных целей и задач достигается с помощью мини музеев, которые организованны в каждой дошкольной организации нашего города.
Мини – музей — это познавательный центр, результат совместной работы воспитателей, детей и родителей. Создание мини-музеев помогает развивать у детей интерес к истории и культуре своего родного народа, учит уважать его традиции. воспитывает маленького патриота большой Родины.
При создании мини музея учитывается динамичность и вариативность в соответствии с потребностями, запросами и возрастными особенностями воспитанников.
Выбрав инновационные формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду были созданы мини музеи.
Работа в мини музее начинается с определенного направления деятельности. В начале учебного года была собрана мобильная экспозиция Старый Оскол в годы Великой Отечественной войны (ВОВ), также собрана подборка детских книги, иллюстраций с целью ознакомления детей с историей родного города в годы ВОВ.
С воспитанниками были проведены беседы о понятии слова музей, экспозиция, исторические события. Детям тяжело даются временные понятия такие как, давно, недавно, много лет назад, поэтому познакомить ребенка с этими понятиями помогли и родители, ознакомив детей с фотографиями из семейного альбома. Совместно с родителями дети совершили экскурс в историю своей семьи, узнали фамилии и имена дедов, прадедов, ведь каждую семью коснулось ВОВ. у некоторых остались фотографии как воспоминания об этих далеких для сегодняшних детей событиях. Родители рассказали детям кто из родственников воевал во время ВОВ.
В детском саду педагоги совместно с детьми зашли на сайт «память народа», просмотрели боевой путь ветеранов, награды которыми были награждены герой той далекой войны. Дети с интересом проследили боевой путь своих предков.
В мини-музее детского сада выставлена экспозиция орденов и медалей ВОВ. Дети с гордостью и интересом находили награды своих прадедов.
Воспитанники с родителями приняли непосредственное участие в создании музея. Дети принесли фотографии родственников участвующих в ВОВ.
Город Старый Оскол город Воинской славы, многие площади и улицы нашего города названы именами героев ВОВ. Педагогами ДОУ был создан проект «имена героев ВОВ в названиях улиц родного города». В мини-музее выставлена экспозиция фотографий и описание жизни и подвига героев ВОВ, именами которых названы эти улицы.
Дети после экскурсии в мини-музей с помощью педагогов рассказали одну из выбранных историй улицы. В ходе беседы ребята узнали о тяжелых военных годах, выпавших на долю героев.
К празднику освобождения Старого Оскола в детском саду прошла выставка военной техники. Педагоги вместе с детьми и родителями подготовили макеты военной техники, экспонаты которой выставлены в мини-музее.
Для расширения представлений об истории нашего края, дети вместе с родителями участвовали конкурсе «я в музее». Они посетили краеведческий музей, посмотрели экспонаты, прослушали рассказы экскурсоводов. Сделали фотографии с места событий. Некоторые из детей принесли фотографии из исторических музеев, которые они посещали с родителями во время путешествий в другие города. Из детских фотографий оформлена выставка «Я в музее». По своим фотографиям дети совместно с педагогами составили рассказ из личных впечатлений.
Для закрепления полученного материала дети нарисовали рисунки, посвященные ВОВ.
Мини музей стал центром, где каждый предмет, расположенный в нем, становится предметом интересной беседы, или даже циклом бесед. При необходимости педагоги берут демонстрационный материал и используют при поведении своих мероприятий.
Вся проделанная работа позволила сделать слово «музей» привычным, интересны и привлекательным для современных детей.