Материалы педагогов принимает участие в Региональном практико-ориентированном семинаре “Музейная педагогика как средство формирования у дошкольников нравственно-патриотических чувств”
**
Жданова Екатерина Олеговна
Ушакова Кристина Александровна
воспитатели
МБДОУ д/с № 46 «Колокольчик»
г. Белгород
НАЗВАНИЕ – Виртуальная экскурсия по музею-диораме «Курская битва. Белгородское направление»
СЕКЦИЯ – 4. Информационно-коммуникационные технологии в реализации задач музейно-педагогических программ
**
**
*****
Борисова Екатерина Сергеевна
Сорокина Елена Владимировна
Костюк Надежда Геннадьевна
воспитатели
МБОУ «ОК «Озёрки» им. М.И. Бесхмельницына
г. Старый Оскол
НАЗВАНИЕ – Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология
СЕКЦИЯ – 4. Информационно-коммуникационные технологии в реализации задач музейно-педагогических программ
Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования.
Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии.
Методология, как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности музейной педагогики, имеет важное значение. Только через междисциплинарное осмысление музея как образовательной среды можно выйти на определение понятийного ряда музейной педагогики и научную постановку её целей и задач.
Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.
Целью музейной педагогики является создание особого образовательного пространства для всестороннего развития личности ребенка, формирование его общекультурной компетенции. С помощью музея работа в направлении воспитания и обучения становится более эффективной. Она позволяет пробудить и взрастить в ребенке чувство уважения к истории Отечества, повысить интерес к различным её вехам, развить интеллектуальные и творческие способности, дает возможность познать мир. Не зря русский просветитель XX века М.В.Новорусский назвал музей «могучим образовательным орудием».
В ходе реализации инновационной технологии активного обучения «музейная педагогика» используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающие непосредственное участие детей в творческих проектах, стимулирующие их интерес к окружающему миру, позволяющие проявить свои творческие способности. Наиболее распространенными формами технологии являются – проектно-исследовательская и поисковая деятельности. Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения реализовывается во внеурочной и урочной деятельности и включает в себя: разработку сценария и проведение экскурсий, создание проектов, презентаций, проведение праздников, участие в научно-практических конференциях, реализацию исследовательских проектов.
Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми. Раскрывать перед детьми предметный мир помогают активные методы, которые строятся на основе того, что учащиеся должны не просто смотреть, слушать, выполнять задания, но и активно действовать.
Таким образом, музейная педагогика играет позитивную роль в обучении истории и воспитании подрастающего поколения. Музей способствует формированию личности обучающихся, воспитанию гражданина и патриота, достойного человека общества. Работа в музее формирует нравственное отношение к прошлому. К прошлому, без осмысления которого, нельзя понять настоящее и предвидеть будущее.
Музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим образованием. Школьный музей, как и любой другой музей, способствует возрождению самосознания, патриотизма, понимания учениками значимости своего родного города в богатой истории Пензенского края и страны, ориентируют школьника на гражданские патриотические ценности.
Внедрение инновационной технологии активного обучения «музейная педагогика» в образовательный процесс обучающихся является актуальным и своевременным шагом и позволяет:
1) Эффективно использовать колоссальный потенциал музея, его экспонатов, материалов в деле воспитания, образования и развития учащихся.
2) Перевести посещение школьниками музея из эпизодического и бессистемного в системную практико-ориентированную внеурочную деятельность.