РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

Фельд Нина Сергеевна
воспитатель
МБДОУ «Городищенский ДС «Аленький цветочек»
Старооскольского городского округа

Публикация в печатном сборнике
Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов
«Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ-2024

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

Дидактическая игра – незаменимое средство обучения детей, преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности.  Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В настоящее время в педагогической науке появилось целое направление – игровая педагогика, которая считает игру ведущим видом методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.

Игра для ребенка – не просто времяпровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

материалы в печатный сборник 

Игра – это потребность растущего детского организма, в игре развивается физическая сила ребенка, внимание, сообразительность, находчивость, мышление, память, инициатива, развитие творческих способностей. В дидактической игре у ребенка вырабатываются организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства. Все это направлено на умственное развитие дошкольника в целом. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дидактическая игра является средством воспитания и обучения, так как она включается в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, мы воздействуем на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В процессе обучения детей на занятиях, мы часто используем классификацию игр:

  • Игры по сенсорному воспитанию; «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь», «Продолжи ряд», «Узнай по описанию», «Угадай по запаху?», «Мозаика из бросового материала», «Найди пару», «Узнай фигуру». Игра «Шагаем в пробках», Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок», «Рисуем на крупе», «Посади свою аллею» и др.
  • Игры по ознакомлению с окружающим миром, с природой. Входят наборы фигурок животных, птиц, (природный материал: шишки, желуди, морские камешки и др.) Проводятся игры «Чьи следы?», «От какого дерева лист?», «С какой ветки детки?», «Разложи по убывающей величине», «Угадай, чье перышко?», «Летает, не летает» др.
  • По формированию математических представлений c геометрическими фигурами, игры на время и расстояние: «Лабиринт», «Что сначала, что потом», «Я луна ты звезды», «Что бывает круглым, что бывает мягким?», «Назови такой же» и др.
  • Игры с предметами – используются не только игрушки, но и предметы. Это шишки, веточки, листья, каштаны, ложки, баночки.
  • Игры с дидактическими игрушками – это разные игрушки: говорящие куклы, животные, машинки разных видов и др.
  • Настольно-печатные игры идеальны для умственного воспитания детей, они расширяют и систематизируют представления дошкольников об окружающем, способствуют развитию памяти, внимания, воображения, мышления. К настольно- печатным играм относятся: лото, домино, пазлы, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики
  • Словесные игры. Они отличаются от всех игр тем, что у них нет опоры на наглядность, все игровые и обучающие задачи осуществляются в мыслительном плане. Именно поэтому эти игры подходят для детей, начиная с 3-х лет. Среди словесных игр много народных, в которых используются потешки, прибаутки, загадки т др., произведения устного народного творчества.

Эта группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей.

Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, от проявления физических и духовных сил.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь