Реализация проекта «Великая война – великая Победа!» посредством мини-музея «Память» в ДОУ

0
266

Материалы педагогов принимает участие в Региональном практико-ориентированном семинаре “Музейная педагогика как средство формирования у дошкольников нравственно-патриотических чувств”

*****

Абдуллаева Ольга Валерьевна
воспитатель
Батакина Вера Николаевна
учитель-логопед
МАДОУ детский сад № 69 «Ладушки»
г. Старый Оскол, Белгородская область

НАЗВАНИЕ – Реализация проекта «Великая война – великая Победа!» посредством мини-музея «Память» в ДОУ

СЕКЦИЯ  – 2. Организация экскурсионной работы в музее как средство развития познавательной активности дошкольников

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Создание и реализация педагогических проектов посредством мини-музея в ДОУ, помогает провести эту работу более наглядно и эффективно.

Придет время, и именно сегодняшний дошкольник будет ответственен за будущее страны. И очень важно именно сейчас обратить внимание на воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств, воспитание личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет осознание собственной ответственности за судьбу Родины.

материалы в печатный сборник 

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает формирование гордости, любви и уважения к Отчизне. Именно в дошкольном возрасте формируются основные нравственные качества ребенка.

Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе, в этой войне, немыслимо осознание достоинства России, потому, что Великая Отечественная война – это духовный подвиг наших дедов и прадедов, бабушек и прабабушек. Это подвиг, без которого не было бы нас, ныне живущих.

Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых, а в сочетании с музейной педагогикой делает этот метод высокоэффективным.

Проект «Великая Война – великая Победа!» направлен не только на создание условий для формирования представлений детей о жизни нашей страны в годы Великой Отечественной войны, он также призван дать детям возможность отразить свои представления или провести свои маленькие исследования об этих событиях в разных видах деятельности.

Цель проекта: воспитание гражданско-патриотических чувств у старших дошкольников по средствам музейной педагогики, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне.

Задачи проекта:
• развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность;
• способствовать развитию речи через выразительное чтение стихотворений, составление рассказов о ветеранах;
• способствовать воспитанию у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии; воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает Родину; воспитание музейной культуры.

В музее «Память», который находится в нашем детском саду, дети узнали историю «Майсюковой будки», о 17 героях-освободителях, которые в смертельной схватке отстояли рубеж, но в живых осталось только 4 бойца. Узнали о понятии «Курская дуга», впервые услышали о «Курской битве». Дети узнали о том, какою ценой была построена «Дорога мужества» Старый Оскол – Ржава, а воспитанница группы Емельянова Даша рассказала о своей прабабушке, которая строила эту дорогу.

В ходе реализации проекта в музее были организованы мероприятия «Дети войны», «Врачи в шинелях фронтовых», «Фронтовые письма», «Старый Оскол в годы войны». Прошли памятные даты «Великая Отечественная война. Начало», «Освобождение Старого Оскола», «Снятие блокады Ленинграда», «Сталинградская битва».
В процессе реализации проекта дети познакомились с подвигами юных героев, участвовавших в освобождении города Старый Оскол от немецко-фашистских захватчиков, также узнали об улицах родного города, которые названы в честь героев ВОВ.

В музее представлены письма, документы, газеты, фотографии военных лет. Экспонаты музея вызвали большой интерес у родителей и детей. Ребята подходили то к одному, то к другому экспонату с огромным интересом рассматривали пушечные гильзы, солдатские каски и личные вещи участников войны. Внимание детей было приковано к фотографиям, документам, письмам и книгам военных лет.

Благодаря активности родителей в формировании патриотического воспитания у детей, ребята узнали о фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек, прабабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах). Совместно с родителями подготовили свои мини-проекты и с гордостью рассказывали о подвигах своих родных.

В процессе реализации проекта родители постепенно становились активными участниками. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало воспитанию нравственно-патриотических чувств и стимулированию познавательной активности детей. Все это сблизило родителей, детей и воспитателей. Оформили выставку военной техники и макет ко Дню Победы 9 мая. От семьи Петровых в музей был дарован сборник «Во имя жизни», куда вошли биографии старооскольцев – Героев Советского Союза, очерки и зарисовки о тружениках тыла.

В результате работы воспитанники получили углубленные знания о ВОВ, ночных бомбардировщицах, о нашей великой Родине, ее защитниках, о том, как их родные и близкие принимали участие в защите родного города и Родины во время ВОВ. Дети стали добрее, внимательнее, отзывчивее и любознательнее. У них появилось осознанное желание стать настоящим защитником своей Родины и внести свой вклад в жизнь страны. Проводимая работа вызвала живой отклик у родителей, родственников старшего поколения воспитанников. Их заинтересованность способствовала нашему тесному сотрудничеству. Повысилась активность родителей в формировании патриотического сознания у детей.

Реализация данного проекта позволила осуществить педагогическую деятельность, повысить профессиональный уровень, работать в тесной взаимосвязи: дети–родители–воспитатели –ветераны.

Итоги проекта:
• Сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны посредством музейной педагогики.
• Осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.

 

 

Скачать (PDF, 3.1MB)

 

 

Литература:
1. Агапова Д.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций / Д.Ю. Агапова // Известия института педагогики и психологии образования. – 2018. – № 4.
2. Вохманова Е.В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с историей Великой Отечественной войны / Е.В. Вохманова, М.А. Карсункина, Н.В. Максимова // Поволжский вестник науки. 2019. – № 3 (13).
3. Ясева Н.Ю. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста / Н.Ю. Ясева // Актуальные вопросы дошкольного образования : учеб.-метод материалы / [И. Н. Батура, И. А. Комарова и др.] ; под общ. ред. И. А. Комаровой. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2020.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь