Пименова Юлия Николаевна,
Стрельникова Юлия Владимировна,
Чечулина Марина Владимировна,
воспитатели
МБДОУ «Федосеевский ДС «Яблочко»
Материал педагогов принимает участие в Региональном практико-ориентированном семинаре “Музейная педагогика как средство формирования у дошкольников нравственно-патриотических чувств”
НАЗВАНИЕ – “Музей в чемодане”
В дошкольном возрасте закладывается фундамент личности, формируются ценностные ориентации в окружающем мире. Именно с дошкольного возраста, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира, необходимо приобщать его к культуре и истории своего Отечества.
Огромное значение имеет музей в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, так как данная форма способствует развитию наглядно-действенного мышления, формированию представлений о предметном мире, о том, что создано руками человека.
Образному познанию культуры и истории своего Отечества соответствует форма музейного предоставления материала. Музей является своеобразным механизмом сбережения достижений культуры и их трансляции подрастающему поколению. Он хранит и предъявляет человеку материализованные результаты его творческого потенциала, подчеркивая важность системы связей человека с миром в их богатстве, разнообразии.
Фундаментом музейной педагогики является погружение ребёнка в специально организованную среду, которая включает в себя элементы искусства, предметы старины, памятники природы и помогает ребенку установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества. Организованный в детском дошкольном образовательном учреждении мини-музей становится для детей первым шагом формированию интереса к своему народу, его традициям, истории и культуре.
После посещения нашего краеведческого музея, где детям подробно, интересно рассказали о нашем родном городе и показали животных нашего края, нам пришла идея создания музея в нашей группе. Понятно, что не во всех детских садах можно организовать специальное музейное пространство, поэтому результативным решением такой проблемы может стать «Музей в чемодане». Особенность его создания состоит в том, что для дошкольника гораздо полезнее и интереснее ситуация, когда музей сам приходит в гости к ребенку.
Идея экскурсии «Музей в чемодане» даёт возможность, во-первых, быстро, мобильно развернуть выставку представить экспонат, манипулировать музейными предметами – всё это важно для активного, практического освоения мира детей.
Экскурсию можно проводить в любом помещении, например: посещение другой группы, где дети сами с удовольствием будут рассказывать, и показывать свои экспонаты. Тематическая экспозиция и экспонаты размещаются в чемодане, что является очень удобным для его транспортировки. Благодаря «Музею в чемодане» создаётся эффект таинственности, заинтересованности, удивления от происходящего; усиливается их любознательность, яркость эмоций, создаётся атмосфера обучения с развлечением.
Длительность экскурсии может быть различной. Ребята открывают мир, который был им неизвестен, через знакомство с экспозициями.
«Музей в чемодане» – мини-экскурсия, включённая чаще всего в непрерывную образовательную деятельность, совместную деятельность взрослого и детей, или самостоятельную деятельность. Музейная экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами. «Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выставок, ведения занятий. Экскурсия способствует расширению культурного кругозора детей, воспитанию их в духе патриотизма, любви и уважения к труду, дают всестороннее гражданское воспитание личности. Даёт детям возможность испытать гордость от того, что когда-то, совсем недавно, родители играли этими игрушками и читали книги.
Совместно с родителями было принято это решение, что первая экспозиция “Музея в чемодане” будет на тему: «Любимые книги и игрушки моих родителей», так как эта тема детям очень близка.
Под экспозицию выделено специально отведенное место в группе, доступное взору детей, обеспечен свободный доступ к нему в любое время дня.
Совместно с детьми мы разработали определенные правила поведения в нашем музее.
1. В нашем музее нельзя шуметь: «Слушай сам и дай слушать другому».
2. Многие экспонаты разрешено трогать руками.
3.Рассмотренные экспонаты нужно положить на место: «Сохрани историю для других».
4. Экспонаты нельзя ломать.
5. Можно и даже нужно задавать вопросы.
6. В нашем музее можно играть, рисовать, создавать и творить.
7. Музей можно посещать каждый день, пополнять новыми экспонатами, самому менять, переставлять экспонаты.
8.Нужно быть доброжелательным по отношению к другим: «Пусть твоему соседу тоже будет удобно рядом с тобой».
Экспозиция «Любимые книги и игрушки моих родителей»
В акции активно приняли участие наши родители, приносили экспонаты, которые дороги их семье. Дети с большим интересом рассматривали игрушки, рассматривали книги и сами с удовольствием рассказывали об принесенных экспонатах.
Дети приносили игрушки родителей и даже дедушек и бабушек. Например: металлический грузовик 1976 года, который принёс Ваня и с гордостью рассказал нам, что в детстве этой машинкой играл его дедушка.
Маша в детский сад пришла в сопровождении обоих родителей, которые принесли много игрушек и достаточно пополнили наш мини музей. Например: папин барабан, мамину лошадку и куклу. Девочка много рассказала о своих экспонатах, дети с удовольствием слушали её и играли принесёнными игрушками.
Настя нам принесла вязаный театр, по сказке «Колобок» и «Теремок» который связала бабушка для её мамы.
Арина – самодельную куколку, которую её мама сшила сама. А игрушкой разбойник в детстве играл папа.
Интерес к музею не угасает, дети продолжают приносить игрушки, книжки. С нашим «Музеем в чемодане» мы ходили в подготовительную группу, где каждый хозяин своего экспоната с удовольствием и гордостью, рассказал о своём вкладе в «Музей в чемодане».
В своей работе постаралась испробовать всевозможные методы и приемы работы с детьми. Во многих музеях к экспонатам нельзя прикасаться, а дошкольникам хочется всегда не только посмотреть, но и потрогать. При создании нашего «Музея в чемодане» мы учитывали эту особенность.
Ведущей деятельностью в период дошкольного детства, как известно многим, является игра: в ней ребенок не только смотрит, но и прикасается к жизни, производит пробы в познавательной деятельности. В игре он не просто созерцатель, а участник процесса. Когда ребенку дают возможность потрогать, рассмотреть экспонат вблизи, произвести с ним определенные действия, он начинает интересоваться тем, что попало к нему в руки, – заинтересованность помогает легче усваивать содержательный материал.
«Музей в чемодане» помог практически претворить в жизнь самые свежие педагогические идеи и методики, стал одним из интереснейших способов организации образовательной среды и деятельности педагогов совместно с семьями воспитанников. В нашем детском саду часто проводятся музыкальные праздники, досуги, посвященные народным традициям и культуре русского народа.
Экспозиции «Музея в чемодане» в группах дошкольного учреждения позволяют вести разноплановую работу с детьми: применять различные методики, использовать материалы для всех видов образовательной деятельности, а также внеучебной деятельности, полно и всесторонне проводить реализацию проектной деятельности.
«Музей в чемодане» – это эффективная форма работы по воспитанию у детей патриотизма и нравственных установок. Возможности такого музея безграничны, сама по себе форма удобна для применения в жизнедеятельности любого детского сада.