Мини-музей «РУССКАЯ ИЗБА»

0
182

Материалы педагогов принимает участие в Региональном практико-ориентированном семинаре “Музейная педагогика как средство формирования у дошкольников нравственно-патриотических чувств”

Колесникова Светлана Ивановна
Смотрова Галина Викторовна
воспитатели
МБДОУ ДС №67 «Аистёнок»

НАЗВАНИЕ – Мини-музей «РУССКАЯ ИЗБА» как средство формирования патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

СЕКЦИЯ  – 1. Формы, методы и приемы, технологии работы в мини-музее в ДОУ в соответствии с ФОП ДО

В настоящее время одной из острейших проблем является духовно-нравственного и патриотического воспитание подрастающего поколения. Именно дошкольные учреждения формируют первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Познание мира у детей начинается через окружающие их предметы.
Музей же, это копилка истории человечества, наполненная предметами
прошлых эпох. Понятие «музей» появилось в культурном обиходе
человечества более двух с половиной тысяч лет назад. Термин «музей» (от
греч. musion – место, посвященное музам, храм муз) означает учреждение
культуры, осуществляющее сбор, научное исследование, хранение
памятников культуры и искусства. Музей способен обогатить детей
впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов,
которых ребёнок никогда не встречал, да и не мог встретить в окружающей
действительности. [4, с. 43]. Это необычайно расширяет его кругозор, представление о мире. Дети, не обладая способностью к абстрактному мышлению, в то же время очень восприимчивы к конкретике, проявляют большой интерес к детальному рассматриванию предмета.

На помощь нам взрослым пришла отрасль педагогической науки – музейная педагогика. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний для этого мы создали в группе мини-музей «Русская изба». [3, с. 25]

материалы в печатный сборник 

Музей — хранилище истории, где хранится накопленный опыт поколений, это способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству. Ведь очень важно рассказать ребёнку именно в дошкольном возрасте о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, как велика его страна. Из истории и складывается любовь к Отечеству. » [1, с. 33].

Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами. Мини-музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности, непосредственно способствует образному познанию.
Мини-музей «Русская изба» в группе является наиболее оптимальным средством передачи информации о культуре и традициях славянского народа, расширения жизненного опыта, способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширению кругозора, создает условия для творческого общения и сотрудничества педагогов, детей и родителей. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры представляет собой поэтапный, планомерный, целенаправленный процесс формирования знаний, включающий в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, праздниками, и традициями, играми и фольклором. Всё меньше остаётся предметов старины, которые доступны подрастающему поколению. Исчезли из обихода вещи, бывшие такими необходимыми в быту наших прапрабабушек, а теперь безжалостно заброшенные. А наших воспитанников есть возможность походить по домотканым половикам и полюбоваться льняным рушником с вышивкой, так любовно хранимым в сундуке.

Мало кто из современных детей бывал в русской избе и видел русскую печь. Ставшие настоящей редкостью предметы домашней утвари и рукоделия прабабушек всё это есть мини-музее, и даёт возможность воспитанникам нашей группы узнать об образе жизни предков, рассмотреть интерьер мини-избы. Для обогащения знаний об истории родного края, жизни и быте наших предков проводились занятия с использованием экспонатов мини музея, которые привлекли внимание к изучению истории малой родины и активизировали познавательную деятельность. Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Подводя итог, хочется подчеркнуть, что создание мини-музея «Русская изба» позволил системно и разносторонне познакомить детей с историей жилища, с традициями, обрядами строительства жилища, украшение жилища, убранством русской избы. Сформировали у детей знания о культурном богатстве русского народа благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. Развили чувства принадлежности великому, талантливому, трудолюбивому, духовно богатому славянскому народу.

Полученные знания оказывают положительное влияние на патриотическое воспитание детей. Дети углубили свои знания об истории родного Приосколья. Научились проявлять уважение к традициям, развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. В процессе работы у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире. Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания.

 

Скачать (PDF, 3.13MB)

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь