Материалы педагогов принимает участие в Региональном практико-ориентированном семинаре “Музейная педагогика как средство формирования у дошкольников нравственно-патриотических чувств”
Черноусова Наталия Валериевна
педагог-психолог
Никулина Людмила Александровна
учитель-дефектолог
Черевкова Татьяна Владимировна
воспитатель
МБДОУ ДС № 28 «Ладушки»
город Старый Оскол
НАЗВАНИЕ – Мини-музей как одна из форм взаимодействия ДОУ с семьей
СЕКЦИЯ – 3. Музейная педагогика как средство вовлечения семьи в образовательную деятельность ДОУ
В настоящее время важно сохранение традиций и обычаев своего народа. Сегодня остается актуальным поиск новых форм работы, как с детьми, так и их родителями, одной из эффективных форм работы, на наш взгляд, является создание мини-музея в детском саду. Привлечение родителей к участию в мини-музеях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников.
В нашем ДОУ совместно с родителями создан мини-музей «Русская изба», в котором собраны экспонаты русского быта.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, фотографии, рисунки, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших.
Мини – музей «Русская изба» помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, способствует развитию личностных качеств ребенка.
Работа по созданию мини-музея сплотила коллектив педагогов, родителей и детей. Родители в ходе совместной работы стали интересоваться процессом пополнения музейных экспонатов, задавали вопросы, предлагали помощь, в результате чего в музее были организованы мини-выставки фотографий «Старый Оскол в годы войны», мини-выставка магнитов и колокольчиков «Наша Родина – Россия», мини-выставка открыток «Поздравления из прошлого», мини-выставка марок «История почтовой марки», мини-выставка «Пуговицы», мини-выставка «Русская матрешка».
Коллекция открыток «Поздравления из прошлого», составляют открытки советских времен. Благодаря родителям, бабушкам и дедушкам наших воспитанников дети имеют возможность познакомиться с отдельным видом искусства.
Создавая мини-выставку фотографий «Старый Оскол в годы войны» родители воспитанников приложили максимум усилий в поисках подлинных фотографий по данной тематике. Данная фотовыставка способствует воспитанию патриотизма, чувства гордости, сопереживания за свой город и народ.
Семьи воспитанников часто выезжают в туристические поездки и активно пополняют мини-музеи привезёнными сувенирами, благодаря которым дети знакомятся с культурой и традициями нашей страны. Так была создана Мини-выставка магнитов и колокольчиков «Наша Родина – Россия». На магнитах можно прочитать названия городов откуда их привезли. В коллекции колокольчиков есть фарфоровые, глиняные, металлические, деревянные, есть большие и маленькие, различной формы. И все они по-своему красивы и необычны.
Семья воспитанника предоставила для музея свою коллекцию марок. Дети заинтересовались экспонатами и с удовольствием их рассматривали. Так была создана мини-выставка «История почтовой марки».
Ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки; дать о ней некоторые, доступные для ребёнка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек. Так с помощью родителей была организована мини-выставка «Русская матрешка».
Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОО продолжается. Действующий мини-музей детского сада продолжает обновлять свои экспозиции, педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями. Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, детей и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку.
Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и их родителями. Привлечение родителей к участию в создании в ДОО мини-музеев является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников. В итоге родители от наблюдателей педагогического процесса постепенно переходят к позиции инициаторов и активных участников.
Список литературы:
1. Винниченко В. Ребёнок в пространстве музея // Дошкольное воспитание.2003. №5.
2. Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре. М 2006.
3. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. Пособие по музейной педагогике. М,2000