Использование мини-музея в психолого-педагогическом сопровождении родителей детей с ОВЗ

0
371

Материалы педагогов принимает участие в Региональном практико-ориентированном семинаре “Музейная педагогика как средство формирования у дошкольников нравственно-патриотических чувств”

Волкова Наталья Георгиевна
Чуприна Светлана Алексеевна
воспитатель
Сафонова Лина Викторовна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
г. Старый Оскол

НАЗВАНИЕ  – Использование мини-музея в психолого-педагогическом сопровождении родителей детей с ОВЗ

СЕКЦИЯ  – 2. Организация экскурсионной работы в музее как средство развития познавательной активности дошкольников

 

Посмотреть ВИДЕО к семинару можно ЗДЕСЬ – 

Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, оказывает своё влияние и непрерывно воздействует на развитие ребёнка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаём предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий. Растет сам интерес ребенка к окружающему миру, развивается его любознательность.

материалы в печатный сборник 

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Поэтому в настоящее время актуально создание в детских дошкольных организациях «Мини – музеев неживой природы». Так как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Музейная педагогика – новое и необычайно популярное направление образовательной деятельности. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Немаловажное значение имеет представление семейных экспонатов, собранных детьми вместе с родителями. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, пополнении экспонатами, ребята из старших групп могут проводить экскурсии для младших, пополнять их своими работами.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции, причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

Каждый мини-музей – результат общения совместной работы воспитателя, детей и их семей. Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников и роль в сотрудничестве детского сада и семьи. Задача дошкольного учреждения познакомить с новыми методиками обучения детей с ОВЗ, одной из которых является Музей неживой природы, созданный совместно с родителями, с помощью которого формируется экологическая культура не только детей дошкольного возраста, но и их родителей. Экологические знания должны содержать не только информационный материал, но и будить воображение, опираясь на наглядно-зрительные игровые образы, то есть формировать экологическую субкультуру всех участников воспитательного процесса.

Главными задачами Музея неживой природы для детей являются:
• знакомство детей дошкольного возраста с организационными формами сбора, хранения экспонатов неживой природы;
• формирование умения контактировать детей и взрослых при посещении музея неживой природы;
• расширение кругозора и развитие речи детей дошкольного возраста;
• формирование интереса к началам экологической культуры детей и их родителей;
• привлечение родителей (законных представителей) к работе по данной теме (сбор экспонатов, совместное творчество, выпуск экологической газеты и словарей).

Музей неживой природы:
• создаёт условия для освоения детьми дошкольного возраста с нарушением зрения коммуникативной компетентности;
• формирует современного посетителя музея и потребность в получении знаний взаимодействия с объектами неживой природы;
• развивает восприятие музейной информации и освоение (открытие) окружающего мира;
• является специально организованным местом для детей и их родителей (законным представителей) для знакомства с предметами неживой природы.

Параллельно с созданием музея можно вести работу по изданию газеты для родителей. Газета – это способ педагогического информирования семьи, форма взаимодействия педагогов с родителями и сопровождение родителей, и средство развития творческих способностей всех субъектов дошкольного учреждения. Газета как форма взаимодействия с семьей хороша еще и потому, что здесь совершенно исчезает элемент “принуждения”, о котором с тревогой говорят педагоги-психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию даже интересной и значимой информации. Газету можно читать, можно просмотреть, можно просто ее не взять, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка, да еще и хранить ее вместе с фотографиями в альбоме, как историю развития своего сына или дочери.

Вся эта работа приведет к возникновению устойчивого интереса детей и их родителей к экологической культуре, укрепится взаимосвязь в триаде «педагог-ребёнок-родитель». Важно и то, что ребенок при этом от поверхностного восприятия отдельных предметов приходит к объяснению, учится логически мыслить, расширяет свой словарный запас.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь